Интернет-мемы изменили понятие психологической нормы интеллекта
Работу человеческого интеллекта на феноменологическом, поведенческом, психофизиологическом и генетическом уровнях учёный изучал на основе понимания текстов, имеющих несколько смыслов. Разницу в понимании вербальных шуток, двойственных изображений, притч и проблемных ситуаций автор работы рассматривал на примере здоровых испытуемых и испытуемых, имеющих психические заболевания.
Люди с психическими заболеваниями продемонстрировали ожидаемое сниженное понимание юмора, а не имеющие проблем с психикой испытуемые в возрасте от 18 до 29 лет проявили трудности с сопереживанием и поиском дополнительных смыслов в истории, что является отклонением от существующих в современной психологии интеллекта представлениям о норме.
«Можно говорить о том, что многим людям сейчас действительно непросто выполнять некоторые интеллектуальные операции, которые раньше считались базовыми для ученика средней школы, причем не самого успевающего. Сейчас на планете живет несколько поколений людей, выросших в принципиально разных информационных условиях и поэтому использующих различные интеллектуальные практики. И это означает, что для одних в плане интеллектуальной деятельности нормально одно, для других — другое, для третьих — третье», — отметила автор работы Ольга Щербакова.
По мнению учёного, речь идёт о том, что существующие нормы оценки интеллекта требуют изменения с помощью масштабных исследований. В силу того, что люди адаптируют к изменяющейся среде вокруг них, написанные десятилетия назад классические учебники по психологии уже не могут отразить современные реалии. Как считает Ольга Щербакова, делать заключения о диагнозе или психическом статусе человека, опираясь на устаревшие нормы, — это как минимум некорректно.