1000-летний зубной камень раскрыл тайну старинных рукописей

Необычный зубной налет голубого цвета, найденный на останках средневековой монахини, доказал, что женщины наравне с мужчинами занимались сложной художественной работой.
1000-летний зубной камень раскрыл тайну старинных рукописей

Тысячу лет назад женщина в женском монастыре на территории современной Германии лизнула кисть, чтобы пригладить волоски, и часть пигмента превратилась в зубной налет. Спустя десять столетий археологи обнаружили, что источник необычного голубого цвета — лазурит, который попал в Европу через пол-мира. Судя по всему, эта неизвестная леди была опытным художником, которому поручили создать высококачественные иллюстрации для религиозных текстов — уникальное свидетельство того, что не только мужчины, но и женщины в средневековой Европе занимались таким важным делом, как составление и оформление книг.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Марк Кларк, искусствовед из университета NOVA, отмечает, что это и в самом деле большая удача. «Обычно мы не можем просто выкопать скелет из земли и сказать "Это — художник!", но здесь в этом нет никаких сомнений», поясняет он. Когда его коллега Кристина Уориннер, археолог из Института естествознания Макса Планка, начала изучать средневековый скелет, она не ожидала найти что-то особенное. Останки принадлежат женщине по имени Гуда, которая жила в религиозной общине в Далхайме, Германия, где-то между 997 и 1162 годами н.э., и умерла в возрасте от 45 до 60 лет. Исследуя ее зубы, Кристина надеялась обнаружить следы микробов и той диеты, которой придерживались обитатели монастыря.

Что же такого странного в зубном налете голубого цвета? Как уже было сказано, его источник — это лазурит, камень, который в те времена добывали на территории Афганистана. Его можно измельчить и превратить в насыщенный пигмент синего или голубого цвета, также известный как ляпис-лазурь. В средние века этот редкий краситель попадал в Европу посредством торговли с исламским миром — он был настолько дорогим, что использовался только для оформления рукописей высочайшего качества. По словам историков, этот пигмент порой стоил дороже золота.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Средневековые художники часто сами готовили краски и пигменты, не доверяя никому эту кропотливую работу. В результате этого процесса маленькие кусочки лазурита неизбежно остаются на одежде и на коже, так что одно неосторожное касание кистью — и крошечное голубое пятнышко на зубах обеспечено. Такое яркое доказательство женского труда в средневековых монастырях крайне важно для понимания быта монахов: все осложняется тем, что женщины крайне редко подписывали свои работы, так что часть их них в итоге приписывали мужчинам.