Пятна на Туринской плащанице указали на искусственное нанесение
Эксперты изучили пятна крови на знаменитой Туринской плащанице и пришли к выводу, что кровь не могла вытечь из ран на теле, лежащем на плащанице. Часть пятен могла появиться только если ткань была прижата к телу стоящего человека, другая часть, скорее всего, была нанесена на ткань специально.
Версия чудесного возникновения на плащанице образа после того, как в ткань завернули снятое с креста тело Иисуса Христа, не подтверждается данными радиоуглеродного датирования. В 1988 году ученые из трех исследовательских институтов в Европе и США независимо друг от друга датировали ткань промежутком с 1275 по 1381 год.
Точный способ нанесения изображения на найденный в 1353 году фрагмент ткани до сих пор не установлен. В состав пигмента, который образует рисунок, входит оксид железа, который, как было установлено ранее, мог быть и основой красителя, и продуктом разложения крови. Кроме пигмента, образующего «отпечаток тела» на ткани, на Плащанице есть еще несколько пятен — сторонники «чудесной» версии полагают, что это кровь из ран распятого.
Криминалист Маттео Боррини из ливерпульского университета имени Джона Морса и химик Луиджи Гарлашелли, член итальянского комитета по расследованию псевдонаучных заявлений, решили отбросить вопрос о химии пигмента и исследовать плащаницу так, как это делают судебно-медицинские эксперты: изучить геометрию предполагаемых пятен крови и установить, при каком положении тела относительно ткани могли получиться такие следы. Для этого ученые взяли ткань, манекен, кровь, сданную донорами для использования в научных целях и искусственную кровь.
Евангелия и апокрифы свидетельствуют о том, что в плащаницу тело Христа было завернуто после снятия с креста; завернув тело в ткань, его положили «во гроб», то есть в высеченную в скале пещеру. Криминалисты предположили, что при таком использовании ткани тело находилось в горизонтальном положении большую часть времени. От положения тела зависит рисунок пятен крови; Боррини и Гарлашелли обнаружили, что один из следов на плащанице, по мистической версии — кровь из раны на левом предплечье, мог появиться только в случае, если этой тканью обернули стоящего человека. Форма других следов указывает на наклон тела в 45°. Расходятся и данные о взаимном расположении рук и тела в предполагаемой позиции и согласно пятнам. Форма некоторых пятен вообще не поддаются объяснению; ученым не удалось воспроизвести их с помощью крови и манекена. Подробности описаны в статье в Journal of Forensic Sciences.
Форму пятен на Туринской плащанице нельзя объяснить, даже предположив, что тело распятого, завернутое в плащаницу перемещали и меняли угол его наклона, пишут ученые. Они получились не оттого, что ткань укрыла раны снятого с креста человека, считают Боррини и Гарлашелли; их, скорее всего, нарисовали тогда же, когда на ткань нанесли изображение лица и тела — в середине XIV века.