Мозги джазовых и классических пианистов работают по-разному
Ученые из Института когнитивных и нейронаук имени Макса Планка в Лейпциге продемонстрировали, что, возможно, этому феномену есть нейробиологическое объяснение. Они выяснили, что в мозгах классических и джазовых пианистов происходят разные процессы, даже когда сами музыканты исполняют одни и те же произведения.
Принципиальным различием между этими двумя группами музыкантов является то, как они планируют движения, играя на пианино. Вне зависимости от стиля музыканты должны знать, что они будут играть и как. И именно разница в оценке этих двух стадий влияет на жанр музыки.
Классические пианисты уделяют внимание второй стадии — «Как». Для них задача состоит в совершенном исполнении, технике и личной экспрессии, видении материала. Следовательно, выбор последовательности пальцев, нажатия и давления для них крайне важен. Для джазовых пианистов главным вопросом является «Что?». Они всегда готовы импровизировать и адаптировать свое исполнение для создания неожиданных гармоний.
«И действительно, у джазовых пианистов мы нашли свидетельства этой гибкости в планировании гармоний во время игры, — говорит Роберта Бланко, одна из авторов исследования. — Когда мы просили их сыграть гармонически неожиданный аккорд в стандартной последовательности аккордов, их мозг начинал планировать действия гораздо быстрее, чем мозг классических пианистов. Соответственно, они быстрее реагировали и продолжали исполнение». Классические же пианисты исполняли произведения гораздо лучше своих коллег, когда дело касалось необычной аппликатуры. В этих случаях мозг показывал более четкое понимание расстановки пальцев, и соответственно музыканты делали гораздо меньше ошибок при имитации аккордов.
Ученые исследовали эти связи на примере 30 профессиональных пианистов, половина из которых специализировались в исполнении джаза по меньшей мере два года, другая же половина получила классическое музыкальное образование. Все пианисты видели на экране руку, которая играла последовательность аккордов с ошибками как в гармонии, так и в аппликатуре. Пианисты должны были повторять за рукой, в том числе все ошибки, тогда как активность их мозга регистрировалась с помощью сенсоров ЭЭГ, закрепленных на голове. Чтобы ничто не отвлекало участников эксперимента, весь эксперимент разворачивался в тишине, то есть на приглушенном пианино.