Российские ученые создали асфальт, который сам себя ремонтирует

Ученые НИТУ «МИСиС» разработали технологию производства «самозалечивающихся» асфальто-бетонных материалов для дорожного покрытия. Уникальный состав, модифицированный углеродными нанотрубками, и новая технология ликвидации трещин дорожного полотна позволит сократить срок ремонта дорог с одной недели до нескольких часов. Разработчики анонсируют сокращение объемов затрат на дорожные ремонтно-строительные работы минимум в 3 раза.
Российские ученые создали асфальт, который сам себя ремонтирует

Новая технология, разработанная в НИТУ «МИСиС», исключает долгий и крайне неудобный для водителей метод замены верхнего защитного слоя дорожного полотна, требующий длительного перекрытия части трассы и создающий значительные заторы в автомобильном траффике. Метод предполагает использование инновационного состава «самозалечивающихся» асфальтобетоннных материалов, в котором в качестве модифицирующей добавки введены небольшие пропорции углеродных нанотрубок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Токопроводящие углеродные многостенные нанотрубки «Таунит-М» обладают уникальными параметрами, определяющими их высокую индукционную восприимчивость: высокая удельная площадь поверхности (около 200м2/г) и внешний диаметр до 40 нанометров, обеспечивающие протяженность в 1 грамме трубок общей протяженностью выше 10 экваторов Земли или расстояние до Луны. Технология была отмечена и одобрена экспертами International Transport Alliance (ITA), и стала первой международной разработкой, включенной в программу Альянса.

Введение и равномерное распределение нанотрубок в вязкой битумной среде является сложной технологической задачей, пока решенной и патентуемой только российскими специалистами.

Механизм работы «самозалечивающегося» асфальта

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В случае образования в асфальтобетоне микротрещин после температурных перепадов, столь характерных для российских широт, для «залечивания» трещин или выравнивания колеи применяется специальная мобильная установка высокочастотного- или сверхвысокочастотного излучения, быстро разогревающая слой покрытия, и катки, вновь уплотняющие покрытие, ликвидируя («залечивая») дефекты. На этом этапе углеродные нанотрубки выполняют роль индукционных «нанонагревателей», эффективно преобразующих энергию электромагнитного излучения в тепловую энергию для «размягчения» состава покрытия.

В настоящее время ряд университетов и технологических компаний Китая и Голландии также ведут разработки аналогичной технологии индукционного самозалечивания, в которой в качестве модифицирующей добавки используется металлическая фибра размером 05,-2,5 мм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако, предлагаемое российскими разработками использование углеродных нанотрубок в этом качестве, увеличивает эффективность метода и существенно повышает технологичность производства работ, так как предполагает индукционный разогрев только тонкой битумной пленки, покрывающей каменные материалы, и не требует изменения состава асфальтобетонной смеси, необходимого в случае применения металлической фибры. Полевые испытания новой технологии планируются уже в строительном сезоне 2017 года на одном из дорожных объектов программы подготовки к «Чемпионату мира по футболу-2018».

«Важной для широкого внедрения технологии задачей является разработка и серийное производство мобильных индукционных установок с заданными параметрами, которая уже обсуждается с корпорациями "Ростех" и "Росатом", – рассказал руководитель проекта развития взаимодействия с корпорациями НИТУ "МИСиС", эксперт научно-технического совета Федерального дорожного агентства РФ, Ассоциации "Инновации транспортной отрасли" и Международного Транспортного Альянса "Один Пояс – Один Путь" Станислав Мамулат. – Своевременное решение этой задачи позволит получить приоритет не только на российском рынке, но и за рубежом. Учитывая, что применение технологии позволит также в разы снизить количество производимых материалов для ремонта и связанных с этим техногенных выбросов,International Transport Alliance "Один Пояс – Один Путь" одобрил включение международной программы по разработке индукционно-залечивающихся материалов на основе инновационной технологии, представленной НИТУ "МИСиС", в состав своей технологической платформы для применения на проектах в Монголии, Казахстане, Малайзии и других проектах "Шелкового пути". О поддержке данной программы также уже заявили компании из Германии, Австрии, Китая, Гонконга, Малайзии в том числе корпорации: AECOM, ASFinag, Asian Development Bank, Tianjin Hi-Tech Environment Development Co., университет TONGJI (Шанхай) и другие».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полный комплекс технологии довольно сложный и включает разработки нескольких компаний, которые дополняют друг друга: НИТУ «МИСиС», «Нанотехцентр» (Тамбов), «Спекомикс-М». Разработку мобильных ВЧ/СВЧ-установок планируется начать с Росэлектроникой, входящей в корпорацию «Ростех».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«НИТУ "МИСиС" стал первой российской организацией, включенной в глобальную инновационно-технологическую платформу International Transport Alliance (ITA) "Один пояс — один путь", учрежденной Международной дорожной федерацией, Азиатским банком развития и другими крупнейшими глобальными корпорациями США и Азии. В состав экспертного совета ITA, наряду с 50-ю ведущими мировыми экспертами транспортной отрасли, вошел руководитель Центра развития промышленной кооперации НИТУ "МИСиС" Станислав Мамулат, – отметила ректор НИТУ "МИСиС" Алевтина Черникова. – Помимо этого, программа разработки технологии "самозалечивающихся" асфальтобетонных материалов, модифицированных углеродными нанотрубками, предложенная учеными НИТУ "МИСиС", стала одной из первых международных исследовательских программ International Transport Alliance».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Справка

Новый «Шелковый путь», или идея «одного пояса и пути» заключается в создании инфраструктуры и налаживании взаимосвязей между странами Евразии. В нее входит два ключевых направления развития: экономический пояс «Шелкового пути» и морской «Шелковый путь»: торговые коридоры для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях. Эти экономические коридоры должны соединить Азиатско-тихоокеанский регион на Востоке с развитыми европейскими странами на Западе. Для этого будет построена сеть дорог, портов, мостов и других инфраструктурных объектов, а также созданы зоны свободной торговли. Население вовлеченных стран насчитывает более 3 млрд человек, а общий объем ВВП – около 21 трлн долларов. Предполагается, что будет создано шесть экономических коридоров: Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма, Китай-Монголия-Россия, Китай-Центральная Азия-Западная Азия, Китай-Индокитайский полуостров, Китайско-пакистанский экономический коридор и Евразийский сухопутный мост.

Материалы предоставлены пресс-службой НИТУ «МИСиС».