Космические технологии позволили «увидеть» прижизненный портрет Ивана Грозного

Сотрудники Исторического музея и Института космических исследований (ИКИ) РАН при помощи мультиспектральной съемки, которая используется для изучения космоса, «увидели» единственный прижизненный портрет царя Ивана IV Грозного на переплете «Апостола» — первой напечатанной в России книги, сообщает ТАСС.
Космические технологии позволили «увидеть» прижизненный портрет Ивана Грозного

Ученые предполагают, что единственный подлинный прижизненный портрет царя Ивана IV был выполнен в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке «Апостола». Он был выполнен на специальном подносном экземпляре — знаке благодарности одного из первых русских книгопечатников Ивана Федорова царю за поддержку печатного дела. Со временем рельеф с портретом царя почти полностью исчез с переплета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Апостол» давно хранится в собрании Исторического музея. Более того, еще в XIX веке учеными было зафиксировано, что там есть некое изображение, оно было нечетким, только контуры. Благодаря методикам, которые применил сотрудник Института космических исследований РАН, полностью исчезнувшее с течением времени изображение и черты лица стали проявляться», — сообщила ТАСС заместитель директора Государственного исторического музея по фондовой работе Марина Чистякова.

«Прижизненный портрет царя Ивана IV, вытисненный на переплете первопечатного "Апостола" 1564 года, был открыт с помощью методов мультиспектральной съемки. Изображение считается угасшим: вытисненное на кожаном переплете, оно со временем разгладилось, и в настоящее время уже не видно невооруженным глазом. Чтобы визуализировать портрет, были использованы специальные методы съемки в различных диапазонах спектра и оригинальные алгоритмы обработки изображений», — отметили в ИКИ РАН. После обработки снимков на изображениях проступили очертания лица.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ученым еще предстоит установить автора этого портрета. Старший научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Уханова предполагает, что им мог быть сын живописца Дионисия Феодосий, который освоил в середине XVI века западную технику гравюры на меди.

Благодаря совместной работе сотрудников Государственного исторического музея и Института космических исследований РАН было сделано еще одно открытие: древнего глаголического палимпсеста кирилло-мефодиевской эпохи из музейного собрания. «Это рукописные памятники на пергаменте. Он был очень дорогим и ценился, поэтому была практика стирания старых надписей и нанесения новых. Благодаря исследованиям, под кириллическим шрифтом обнаружилась глаголица, таких сохранившихся памятников крайне мало и это на самом деле открытие», — рассказала Чистякова.