«Тетрис» помогает избавиться от тяжелых навязчивых мыслей
Группа специалистов по реанимации и психологов, работающих в институтах Великобритании и Швеции, обнаружила, что видеоигра «Тетрис» может предотвратить появление навязчивых воспоминаний у медсестер, ухаживавших за пациентами с COVID-19.
Предыдущие исследования показали, что одним из способов лечения людей с посттравматическим стрессовым расстройством является попытка связать благоприятное состояние с травмирующим воспоминанием, чтобы при наступлении события-триггера вместо травмирующего воспоминания всплывало благоприятное.
Аналогичным образом, некоторые исследователи, участвующие в нынешнем исследовании, обнаружили в 2019 г., что просьба к пациентам играть в «Тетрис», сосредоточившись на травматическом воспоминании, может снизить вероятность возникновения навязчивых травматических воспоминаний.
В новой работе исследовательская группа применила аналогичные идеи, чтобы помочь медсестрам лучше справляться со стрессом, связанным с травматическими воспоминаниями при уходе за пациентами с COVID-19.
Как справиться с травмирующими воспоминаниями
В течение пандемии медсестры, ухаживающие за пациентами с тяжелыми симптомами, были свидетелями травмирующих образов: пациенты умирали, пытаясь дышать. Другим примером может быть лицо ребенка, узнавшего о смерти родителя. Во многих случаях такие образы остаются в памяти и заставляют медсестер заново переживать травму.
Чтобы предотвратить подобные переживания, исследователи вновь обратились к игре «Тетрис». Медсестрам-добровольцам было предложено во время игры вызывать в памяти образы, которые их беспокоят. При этом их также просили мысленно прокручивать в голове неприятные воспоминания. Каждому из них было предложено играть в игру от 10 до 20 минут за сеанс, и все добровольцы выполняли это упражнение регулярно в течение четырех недель. После этого всех добровольцев попросили оценить разницу в количестве навязчивых воспоминаний, которые они испытывали.
По окончании испытаний выяснилось, что в среднем медсестры испытывали навязчивые воспоминания в 10% реже. Кроме того, медсестры отмечали уменьшение других симптомов, таких как депрессия, тревога и бессонница.
Опыт с игрой в «Тетрис» подтверждает такое наблюдение, сделанное психологами. Когда мы вспоминаем то или иное событие, мы можем изменить свои мысли, чувства и оценку прошлого опыта. Именно потому что воспоминания о прошлом становятся фактами настоящего, мы можем так изменить настоящее (а это в наших силах), что «плохие» воспоминания» окажутся в «хорошем» контексте и их негативное воздействие ослабеет.
Когда мы вспоминаем то или иное событие, мы можем изменить свои мысли, чувства и оценку прошлого опыта, если сможем связать негативное воспоминание с приятным состоянием в настоящем.