Опыты на осьминогах должны проходить этический контроль: они являются высокоразвитыми существами

Осьминоги и кальмары могут получить такую же правовую защиту, как мыши и обезьяны при использовании их в исследованиях. 7 сентября Национальный институт здоровья США (NIH) обратился к общественности с просьбой высказать свое мнение по поводу рекомендаций, согласно которым впервые в США исследовательские проекты с участием головоногих моллюсков должны быть одобрены этическим советом до получения федерального финансирования.
Гигантский тихоокеанский осьминог (Enteroctopus dofleini) взвешен и помечен биологом. Fred Bavendam/Minden Pictures/Alamy

Головоногие моллюски, такие как осьминоги и кальмары могут получить такую же правовую защиту, как мыши и обезьяны при использовании их в исследованиях. 7 сентября Национальный институт здоровья США (NIH) обратился к общественности с просьбой высказать свое мнение по поводу предлагаемых рекомендаций, согласно которым впервые в США исследовательские проекты с участием головоногих моллюсков должны быть одобрены этическим советом до получения федерального финансирования.

«Все большее количество фактов свидетельствует о том, что головоногие моллюски обладают многими биологическими механизмами, необходимыми для восприятия боли», — говорится на сайте NIH. Кроме того, головоногие обладают развитыми способностями к обучению и познанию и, по-видимому, реагируют на анестезию так же, как и млекопитающие, говорится в сообщении. Однако агентство отмечает, что, поскольку мозг головоногих моллюсков сильно отличается от мозга млекопитающих, определение этичности исследований потребует дальнейшего изучения.

Служба здравоохранения США (PHS) устанавливает правила использования животных в науке для NIH и Национального научного фонда, определяя животных как любых позвоночных. Прежде чем исследовательский проект получит федеральное финансирование, ученые должны получить одобрение советов по этике своих институтов, которые оценивают протоколы на соответствие стандартам PHS.

Правильный шаг

Unsplash.com

Однако в отношении гуманного обращения с беспозвоночными, к которым относятся насекомые, черви и головоногие моллюски, — таких ограничений нет. В конце прошлого года члены Палаты представителей и Сената США направили в NIH и PHS письма с просьбой изменить определение понятия «животное» в политике исследований, включив в него головоногих моллюсков. Поправка, предложенная сейчас NIH, потребует от комитетов по этике оценивать и исследования головоногих моллюсков.

Исследователи головоногих моллюсков приветствуют этот шаг. Хотя число ученых, изучающих головоногих в лабораториях за счет федерального финансирования, невелико, оно растет, поскольку исследователи, ранее использовавшие других модельных животных, например, мышей, заинтересовались изучением основ биологии нервной системы головоногих.

Опасения остаются

Однако Робин Крук, морской биолог из Государственного университета Сан-Франциско (Калифорния), говорит, что проблема сложна: поскольку о биологии головоногих известно так мало, многие ученые не знают, как обеспечить благополучие животных. Например, исследователи знают, что опиоидные препараты подавляют боль у мышей, но никто не знает, как реагируют болевые рецепторы у разных видов головоногих. Не понимая этого, говорит Крук, трудно определить, притупил ли анестетик боль у животного или просто расслабил его мышцы, чтобы оно не вырывалось при укалывании.

Группа Крук сравнивала несколько обезболивающих препаратов на кальмарах-бокоплавах, но, по словам Крука, несмотря на то, что были испытаны сотни животных, им не удалось выяснить, какие препараты являются наиболее эффективными. «Девяносто процентов того, что мы пробовали, было неубедительным», — говорит она.

NIH признает наличие пробелов в понимании биологии головоногих моллюсков. В заявлении, опубликованном в журнале Nature, говорится, что некоторые аспекты исследований головоногих моллюсков, такие как восприятие боли и особенности содержания видов, все еще находятся в стадии изучения. «Применение политики PHS к головоногим моллюскам в настоящее время затруднительно», — говорится в заявлении NIH.

Тем не менее, некоторые из рекомендаций PHS по использованию животных в исследованиях уже могут быть применены. К ним относятся требования о том, что исследования должны проводиться только в том случае, если они способствуют развитию научных знаний и приносят пользу обществу, что исследователи должны использовать как можно меньше животных и что дискомфорт должен быть сведен к минимуму.

Международные рекомендации

В некоторых странах, включая Великобританию, Швейцарию, Норвегию, Канаду, Австралию и Новую Зеландию, для проведения некоторых видов исследований головоногих моллюсков требуется этическое одобрение. Грациано Фиорито, морской биолог из Зоологической станции имени Антона Дорна в Неаполе (Италия), в начале этого года возглавил международную группу ученых, разработавших рекомендации по содержанию, уходу и управлению головоногими моллюсками в ходе исследований. Рекомендации включали требования к качеству воды, плотности размещения животных, анестезии и гуманной эвтаназии.

Ожидается, что к концу года Европейская комиссия примет список минимальных требований в качестве закона и введет сертификацию обучения на всей территории Европейского Союза, говорит Фиорито. В настоящее время в каждой европейской стране действуют свои законы, регулирующие исследования головоногих моллюсков. Он надеется, что в итоге PHS примет аналогичные рекомендации, чтобы стандартизировать уход за головоногими во всем мире. «Я думаю, что это очень хорошо, что Соединенные Штаты начнут двигаться в направлении стандартизации».

NIH собирает отзывы на это предложение до 22 декабря, но пока не называет дату введения руководства в действие.