Детский мозг лучше приспособлен для восприятия целого мира, чем отдельных деталей
Исследование ученых из Университета Торонто показало, что, как и ожидалось, взрослые прекрасно справляются с задачей сосредоточить свое внимание на поставленной задаче и не обращают внимания на информацию, которую их просили игнорировать. Дети же, напротив, воспринимают информацию, которую их просили игнорировать. И эта «вторичная» информация кодируется в их мозгу.
Соавтор работу Тесс Форест говорит: «Мы пришли к выводу, что детский мозг воспринимает всю информацию об окружающем, независимо от того, важна она или нет. Такое состояние мозга сохраняется до 8-9 лет. По сравнению с другими видами животных детство человека самое долгое, вероятно, потому что людям нужно очень многому научиться. Другое объяснение: информация, полученная в детстве позволяет правильно настроить наш мозг, развить необходимые схемы и пути для обработки информации».
Рассеянное внимание
В исследовании приняли участие 24 взрослых (от 21 до 31 года) и 26 детей (от 7 до 9 лет). Команда попросила участников наблюдать за серией из четырех статичных иллюстраций: шмель, автомобиль, стул и дерево. Каждое изображение сопровождалось фоном из серых точек, движущихся в одном из четырех направлений: вверх, вниз, влево и вправо.
Картинки менялись. Сначала испытуемых попросили игнорировать движущиеся точки и нажимать кнопку, когда какой-либо объект, например, шмель появлялся более одного раза. Потом их просили игнорировать объекты и нажимать на кнопку, когда повторялось направление движения точек.
Испытуемые выполняли задание, находясь в аппарате магнитно-резонансной томографии. По мере выполнения задания МРТ измеряла активность мозга испытуемых, что позволило выявить, как видимый образ отражается в зрительной коре.
Вот что обнаружили ученые. Когда взрослые сосредотачивают внимание, они воспринимают только информацию, относящуюся к задаче (в первом случае картинки, во втором — направление движения точек). Информация, не относящаяся к задаче, в зрительной коре практически не декодируется. У детей все по-другому. В зрительной коре детей и релевантная, и нерелевантная информация декодировались одинаково хорошо. У детей нерелевантная информация отражается во многих областях мозга, включая префронтальную кору. Эти результаты показывают, что (1) внимание не определяет нейронные представления в детской зрительной коре, и (2) развивающийся мозг может «захватывать» больше информации, чем мозг развившийся.
Детский мозг не слабее взрослого, но он другой
Юнг говорит: «Часто мы предполагаем, что по мере развития мозга он работает все лучше. Мы часто думаем, что взрослые умнее детей. Но наша работа показывает, что это не всегда так. Детский мозг работает иначе, чем взрослый, и в чем-то дети могут достичь большего, чем взрослые».
Финн добавила: «Чувствительность к широкому окружению при рассеянном внимании к конкретным вещам, хорошо подходит для понимания сложных систем. Это помогает сформировать более высокий уровень понимания всей окружающей нас среды, целого мира. Поэтому я смотрю на детей, как удивительных существ, способных представить более общую и целостную картину мира, чем та, которую осознает мозг взрослых».
Детский мозг не слабее и не хуже, чем взрослый. Но он другой.