«Больше» всегда «лучше»: это предубеждение встроено прямо в язык

Международная команда лингвистов исследовала словоупотребление слов английского языка, которые так или иначе связаны с «увеличением» чего-то. Оказалось, что язык прочно связывает «увеличение» с «улучшением»: «больше» значит «лучше», а «меньше» значит «хуже». Такое языковое «предубеждение» является именно предубеждением, потому что реальное улучшение часто связано с «сокращением» и «упрощением».
«Больше» всегда «лучше»: это предубеждение встроено прямо в язык
Public Domain

В следующий раз когда вам предложат что-то улучшить, не торопитесь «прибавлять». Подумайте, нельзя что-то «вычесть»

Лингвистическое предубеждение в английском языке, которое заставляет нас «улучшать» вещи, что-то к ним добавляя, а не отнимая, настолько распространено, что оно укоренилось и в чат-ботах искусственного интеллекта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Языковые выражения, связанные с понятием «улучшения», теснее связаны со «сложением», чем с «вычитанием». Такие языковые шаблоны приводят нас к принятию решений, которые чрезмерно усложняют вещи, когда мы пытаемся их улучшить.

Исследование было проведено международной исследовательской группой из университетов Бирмингема, Глазго, Потсдама и Нортумбрийского университета.

Соавтор работы Бодо Винтер говорит: «Наше исследование основывается на существующих работах, которые довольно четко показали: когда люди стремятся что-то улучшить, они обычно что-то добавляют. Мы обнаружили, что это предубеждение глубоко укоренилось в английском языке. Например, слово "улучшать" ближе по значению к таким словам, как "добавлять" (add) и "увеличивать" (increase), чем к "вычитать" (subtract) и "уменьшать" (decrease). Представьте, что кто-то говорит: "У кого-нибудь есть идеи, как мы могли бы это улучшить?", это уже неявно содержит призыв к добавлению, а не к сокращению».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследование также показало, что другие глаголы, описывающие изменения, такие как «менять» (to change), «модифицировать» (to modify), «пересматривать» (to revise) или «повышать» (to enhance), ведут себя аналогичным образом. Если такое лингвистическое предубеждение оставить без внимания, можно серьезно ухудшить ситуацию. Например, улучшение путем добавления напрямую ведет к чрезмерному увеличению бюрократического или управленческого аппарата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это предубеждение работает и в обратную сторону: уменьшение чаще всего связывается с ухудшением. Слова, связанные с добавлением, чаще встречаются в контекстах «улучшения», чем слова, связанные с вычитанием.

Язык диктует характер решений

Unsplash.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это предубеждение настолько укоренилось, что оно встроено даже в чат-боты с искусственным интеллектом. Исследователи спросили GPT-3, предшественника ChatGPT-4, что он думает о слове «добавить». Он ответил: «Слово "добавить" — это положительное слово. Добавление чего-то к чему-то другому обычно делает это лучше. Например, если вы добавите сахар в кофе, он, вероятно, станет вкуснее. Если вы добавите в свою жизнь нового друга, вы, вероятно, станете счастливее».

Доктор Винтер заключает: «Мы все должны знать о таком предубеждение английского языка. Оно влияет на наши решения. Мы склонны добавлять больше слоев, больше уровней, больше вещей, а на самом деле мы могли бы извлечь гораздо больше пользы из удаления или упрощения. Может быть, в следующий раз, когда вас попросят на работе или в жизни выступить с предложениями о том, как внести улучшения, стоит потратить секунду, чтобы подумать о своем выборе».

Для русского языка подобные лингвистические исследования не проводились, но есть ощущение, что и в русском языке лингвистическое предубеждение: «дополнить значит улучшить», тоже работает.