Диалог между враждующими людьми нужно начинать с тренировки мозга
Ученые из Центра развития социальной неврологии Университета Рейхмана, Герцлия, Израиль изучили, возможно ли перестроить отношения подростков из поляризованных групп в обществе, которое переживает конфликт. Можно ли изменить реакции мозга участников конфликтующих групп так, чтобы улучшения отношений сохранились со временем? Ученые утверждают, что это возможно.
В условиях эскалации конфликтов между группами населения возникает острая необходимость в разработке научно обоснованных методов смягчения ненависти и агрессии, воспитания эмпатии и выстраивания диалога между группами молодежи, взрослеющей в реальности многолетнего конфликта.
Метод, разработанный психологами, основан на новых взглядах на нейробиологию, особенно на социальную нейронауку. Он основан на долгосрочных исследованиях, проведенных в лаборатории по «биологии любви и ненависти».
Инструменты диалога
Психологи разработали систему выстраивания диалога между еврейскими и арабскими подростками и изучили ее влияние на нервные и гормональные реакции и коммуникативное поведение.
Основной стала работа в совместных группах. Она состояла из восьми встреч между еврейскими и арабскими подростками.
Каждое собрание длилось около двух с половиной часов и проводилось группами по двенадцать мальчиков и девочек, шесть из которых были евреями, а шесть — арабами. Сессии вели два психолога, — один еврей и один араб, оба с большим опытом работы в совместных еврейско-арабских группах. Каждая встреча начиналась (и заканчивалась) групповым ритуалом (знакомые всем песни, движения, упражнения и т. д.), который снимал напряжение и заставлял группу биологически и поведенчески объединяться в одну био-поведенческую единицу.
После этого объявлялась тема встречи. Группа разделялась на пары или группы по четыре человека, в которые входили и евреи и арабы. Подростки вместе работали над конкретными заданиями в рамках объявленной темы.
Психологи старались добиться от участников умения выстраивать диалог, уважительный по отношению друг к другу (даже если они не были согласны со взглядами оппонента), способности проявлять эмпатию и стремления понять поведенческие и психические препятствия для диалога (чтобы их по возможности преодолеть).
Было принято сознательное решение избегать любых дискуссий, касающихся еврейско-арабского конфликта, разговоров о том, «кто прав» и «кто виноват». Но если эти темы все-таки поднимались, основное внимание психологи уделяли поведенческим техникам ведения дискуссии, старались напомнить каждому участнику о необходимости учитывать обе точки зрения, даже если он всем сердцем верил в свою правоту.
Ведущий автор работы профессор Рут Фельдман говорит: «Результаты нашего исследования показали, что у подростков, принявших участие в эксперименте, наблюдались широкие и многомерные бионейроповеденческие изменения. Эти изменения сохранялись в течение многих лет. Исследование демонстрирует, что управляемый диалог, ведущий к поведенческой согласованности в группах, вовлеченных в затяжной конфликт, стимулирует эмпатическую реакцию мозга, ослабляет нейронную основу предрассудков, снижает реакцию кортизола (стресс), повышает уровень окситоцина (любовь) и формирует межличностные взаимодействия, которые являются менее враждебными».
Согласно проведенному тестированию, эти изменения сохранились даже через семь лет. Молодые люди выработали более терпимое отношение к другим и сохранили веру в возможность диалога.
Люди могут понять друг друга, если они этого действительно хотят