Просмотр телепрограмм может быть полезен для развития ребенка, если рядом взрослые
За последние 30 лет количество телевизионных программ, ориентированных на совсем маленьких, резко увеличилось. В период с 1997 по 2014 время, которое дети в возрасте до 2 лет проводят у экрана, выросло вдвое.
В новом исследовании психологи из Университета Портсмута и Университета Париж-Нантер, Франция изучали влияние пассивного просмотра (телевизора или гаджета) на когнитивное развитие маленького ребенка. И они неожиданно пришли к выводу, что такой просмотр может быть очень полезен.
Ученые начали с того, что проанализировали 478 исследований, опубликованных за последние два десятилетия. Выводы этих исследований, кажется, однозначно показали, что просмотр телевизора в раннем возрасте вреден для развития речи и двигательных функций. Особенно такой просмотр вреден для маленьких детей.
Соавтор работы Эстер Шомоджи говорит: «Мы привыкли слышать, что воздействие экрана вредно для ребенка и может нанести серьезный ущерб его развитию, если оно не ограничивается. Максимум продолжительности просмотра — это час в день. Мы согласны, что длительный просмотр может быть вреден. Но наше исследование показывает, что основное внимание следует уделять качеству контента или контексту, в котором ребенок смотрит телепрограмму. А количество часов, не так и важно».
«Плохое кино» для младенцев
Эстер Шомоджи объяснила какой контент является «некачественным» для маленького зрителя: «Слабо связанный сюжет, частая смена планов, сложные стимулы и мотивировки, все это может затруднить ребенку получение и обобщение информации. Но когда содержимое телепередачи соответствует возрасту ребенка, это может дать положительный эффект».
Но главное, как показало исследования, лучше всего и полезнее для ребенка, если рядом с ним есть родители: тогда просмотр перестает быть пассивным, а становится темой заинтересованного разговора и обсуждения.
Эстер Шомоджи говорит: «Просмотр телевизора вместе с вашим ребенком, уточнение и комментирование того, что он видит, может улучшить понимание содержания, закрепить обучение, например, во время образовательных программ, такой просмотр способствует развитию разговорных навыков».
Хотя правильный тип контента может принести пользу, исследователи предупреждают, что просмотр телевизора не должен полностью заменять другие занятия - прежде всего игры и живое общение.
Если ребенка просто посадить перед телевизором и уйти, это в лучшем случае бесполезно. Но если сесть с ним вместе смотреть нужную передачу, это может быть очень полезно