Блокбастеры манипулируют сознанием, чтобы удерживать внимание. Как это возможно?

Кинодеятели в XXI веке уже сильно реже борются за художественную ценность своего произведения и чаще — за его общую окупаемость после релиза. А для этого необходимы особые техники и технологии по управлению человеческим вниманием. Узнайте один из главных секретов Голливуда.
Блокбастеры манипулируют сознанием, чтобы удерживать внимание. Как это возможно?
unsplash.com

В среднем, человек из РФ посещает кинотеатр от 3 до 6 раз в год. На что лучше сходить: отечественный фильм или зарубежный? Пишите в комментариях.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, индустрия чаще обращается к манипулятивным техникам для контроля внимания неискушенного зрителя: на помощь приходят и особенности человеческих психологии и сознания, и новые технологии, позволяющие отслеживать направление взгляда людей во время сеанса.

unsplash.com

Вы смотрите кино — и кино смотрит вас

Пример: в начале фильма «Железный человек 2» 2010 года есть впечатляющая последовательность действий, где персонаж Тони Старк (актер Роберт Дауни мл.) встречает злодея картины Ивана Ванко, русского ученого-мошенника в костюме робота и с электрическими кнутами. Это происходит на Гран-при Монако, Ванко разрезает кнутами машины Формулы-1, а в одной из них — Старк. Зрители в ожидании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тим Смит, специалист по зрению и психолог из Лондонского университета, показал данные 75 человек, когда те смотрели сцену из упомянутого фильма. Камера отслеживала движения их глаз, а программное обеспечение создавало покадровую тепловую карту. Когда Смит воспроизвел клип с наложенной тепловой картой, красная горячая точка точно следовала за действием — люди сосредоточились на сражающихся супергероях.

Сцена из «Железного человека 2»
Сцена из «Железного человека 2»
MARVEL STUDIOS (IRON MAN 2) / TOBII TECHNOLOGY (EYE TRACKING DATA)
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Манипуляция

Джон Фавро, режиссер «Железного человека 2», поделился секретом — «Все, на что вы смотрите, реально, а все, на что вы не смотрите, — подделка». По словам Фавро, сцена была снята на парковке в Дауни, недалеко от Лос-Анджелеса. Лодки в гавани были созданы с помощью компьютерной графики, как и толпы на трибунах вдоль гоночной трассы.

«Мы постоянно рассчитываем, где, по нашему мнению, будет находиться взгляд аудитории, и как привлечь его к этой области, и расставляем приоритеты в кадре», — сказал Фавро. «Лучший инструмент для создания визуальных эффектов — это мозги зрителей», — сказал он. «Люди будут сшивать вещи вместе, чтобы они имели смысл».

«Визуальное восприятие похоже на непрерывный поток, но это не так», — объясняет Тим Смит, — На деле мы смотрим на одну вещь за раз, собирая немного информации здесь, затем перемещаем взгляд, чтобы получить немного информации там. Затем каким-то удивительным образом наш мозг сшивает все эти кусочки вместе, чтобы создать цельный опыт».

Так, возможность киноделов понимать, куда смотрит человек в той или иной сцене и направлять его взгляд, является существенной ступенью в контроле фактора случайности: тем самым индустрия все лучше создает ощущение реальности в художественном контексте. Подобная манипуляция помогает удерживать в долгосрочной перспективе внимание людей.