Наш мозг всегда хочет большего, даже если это не приносит ему счастья: исследование
В своей работе ученые пишут: «От древних религиозных текстов до современной литературы история человечества изобилует сюжетами, описывающими борьбу за достижение вечного счастья. Парадоксально, но счастье — одна из самых востребованных человеческих эмоций, однако получение его в долгосрочной перспективе остается недостижимой целью для многих людей».
Авторы работы считают, что их результаты помогают объяснить, почему мы склонны попадать в ловушку бесконечных материальных желаний, и могут пролить свет на такие психопатологии, как депрессия, материализм и чрезмерное потребление.
Шопоголизм — бич современности
По мнению экспертов, существует два психологических феномена, которые объясняют, почему мозг неустанно стремится к материальным благам.
Во-первых, на человеческое счастье влияет «относительное сравнение». Это означает, что нас часто беспокоит разница между тем, что у нас есть, и желаемым уровнем, которого мы хотим достичь.
Во-вторых, то, что нужно для того, чтобы быть счастливым, зависит от наших предыдущих ожиданий, но эти ожидания могут меняться со временем. Например, если мы получили приятный опыт, отправившись в круиз, то мы будем оценивать наше счастье по ожиданиям повторения подобного опыта.
Ведущий автор исследования Рашит Дубей рассказала, что в своих экспериментах ее команда создала компьютерную имитацию агентов, которые представляли реальный человеческий «мозг» и то, как люди думают. Для этого ученые использовали метод машинного обучение с подкреплением.
Смоделировав ряд ситуаций, исследователи обнаружили, что «искусственные мозги», которые основывали свои решения на предыдущих ожиданиях и на сравнении своих вознаграждений с другими, были менее счастливы, хотя они и получали больше вознаграждений. Однако обучались они быстрее.
Это говорит о том, что чем больше награда, тем менее счастливыми мы будем, пока мы будем опираться на различные стандарты. Но ученые отметили в этом плюс! «Наши компьютерные симуляции показывают, что у этого есть преимущества – если мы никогда не бываем удовлетворены, мы постоянно стремимся найти лучшие результаты», — написали авторы работы.
Как часто вы просматриваете вещи в онлайн-магазинах? А как часто покупаете? Вероятно, это не принесет вам никакого счастья!