Новорожденный чувствует тонкие языковые различия в самые первые часы жизни
Исследование нейробиологов Бангорского университета, опубликованное в журнале Nature Human Behavior, показало, что новорожденные начинают различать нюансы окружающего мира в течение нескольких часов. Они уже настраиваются на конкретные языки, на которых они будут говорить.
Известно, что младенцы начинают изучать язык, слыша речь, даже когда они находятся в утробе матери, но они слышат нечетко, — речь приглушена, как будто она идет сквозь воду.
Нейробиологи работали с новорожденными, начиная с самых первых минут после рождения. Младенцам давали прослушать комбинацию гласных звуков, воспроизводимых сначала в прямом порядке (например, «О-А-У-Е»), а потом те же звуки — в обратном порядке («Е-У-А-О»).
Для регистрации реакций коры головного мозга ученые использовали неинвазивную нейровизуализацию. Они освещали череп младенца легкими лучами ближнего инфракрасного света и регистрировали его отражение. Часть излучения рассеивается, а часть отражается, и в зависимости от того, что происходит в организме (например, насколько насыщена кислородом кровь в той или иной области мозга), отражается чуть больше или чуть меньше света. Для получения точных результатов использовались несколько источников излучения с точным контролем их мощности и положения, и очень точные датчики для измерения изменений в отраженном свете.
В первые часы младенцы не отличали направление произнесения гласных (прямое или обратное). Ученые подчеркивают, что это очень тонкое различие: даже взрослые не проходят такой тест на различение в 70% случаев. Но через пять часов оптическая визуализация показала, что мозг новорожденных начал различать направление звучания. А еще через два часа, в течение которых новорожденные в основном спали, воздействие гласных вызвало всплеск связности: целые сети нейронов «заговорили» друг с другом.
Младенец учится даже когда он спит
Гийом Тьерри, профессор когнитивной неврологии, говорит: «Наше исследование показало, что очень тонкого различия — трудно уловимого даже для взрослого уха — достаточно, чтобы вызвать значительный всплеск мозговой активности в мозгу новорожденного. Это показывает, что даже самые ранние переживания имеют потенциально серьезные последствия для когнитивных функций человека»
«Другими словами, мы должны бросить вызов мифу о том, что дети в основном не осознают своего окружения до тех пор, пока не пройдет несколько недель, просто потому, что они много спят. Наоборот мы должны обращать внимание на то, каким воздействиям подвергаются дети с момента их рождения».
Гэри Оппенгейм, преподаватель психологии, добавил: «Работа, которую выполняют уши и слуховая система новорожденного, не так очевидна невооруженным глазом, но этот впечатляющий результат показывает, что мы обладаем замечательной чувствительностью к языковой информации с самого момента нашего рождения, и мы сразу же приступаем к разработке лингвистической информации и совершенствованию. Это реакция на наш опыт в мире, даже когда нам кажется, что мы просто спим».
Не думайте, что младенец только спит и плачет. Он уже жадно познает мир