Археологи нашли, вероятно, самое раннее свидетельство существования календаря майя

Археологи в Гватемале обнаружили, вероятно, самое древнее свидетельство существования календаря майя: он изображен на двух фрагментах фрески, которой более 2200 лет.
Археологи нашли, вероятно, самое раннее свидетельство существования календаря майя
SAN BARTOLO-XULTUN REGIONAL ARCHAEOLOGICAL PROJECT

Обнаруженным фрескам более 2200 лет

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Science Advances, археологи обнаружили фрагменты фрески во время раскопок комплекса пирамид Лас-Пинтурас в Сан-Бартоло, Гватемала.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Радиоуглеродное датирование и анализ иероглифического стиля показали, что фрески датируются периодом между 300 и 200 годами до нашей эры.

На фресках изображена голова оленя, а над ней – число майя 7. «7 оленей» – один из 260 дней календаря.

Что известно о 260-дневном календаре майя?

SAN BARTOLO-XULTUN REGIONAL ARCHAEOLOGICAL PROJECT

В древние времена 260-дневный календарь использовался по всей Центральной Америке и состоял из 13 циклов по 20 дней. Календарь настолько глубоко укоренился в культуре, что пережил пять столетий колонизации и культурных репрессий и до сих пор используется некоторыми коренными народами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Каждый день цикла назывался в честь животного или предмета (например, после «7 олень» должен был идти «8 кролик», а после – «9 вода»). Однако символ «олень» также мог быть «носителем года», указывая конкретный год в 52-летнем цикле.

Указывал ли символ год или день, археологи считают, что «7 олень» – самый ранний из сохранившихся изображений календаря майя, который старше предыдущих находок минимум на 150 лет.

Исследователи отмечают, что были и другие, более ранние свидетельства существования календаря майя – например, иероглиф, найденный в мексиканском регионе Табаско, который датируется 650 годом до нашей эры. Однако нет доказательств того, что этим иероглифом обозначали день и того, что он относился к календарной записи.

«Одно совершенно ясно: Сан-Бартоло и его окрестности требуют дальнейших исследований, поскольку они могут открыть уникальное окно в долгосрочное развитие региональных письменных традиций, а также астрономических практик», сказал Херардо Алдана, археолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, не связанный с исследованием.