Арктика перестала быть «нетронутой землей». Уровень загрязнения пластиком достиг показателей густонаселенных районов
Сегодня ежегодно от 19 до 23 миллионов метрических тонн пластикового мусора попадают в воды мира – это два грузовика в минуту. Поскольку пластик разлагается очень медленно, он накапливается в океанах, где постепенно распадается на более мелкие кусочки – от микро- до нанопластика. В таким виде он может попадать даже в кровь человека. Увы, но специалисты говорят, что поток мусора только увеличится: ожидается, что к 2045 году мировое производство пластика удвоится.
Ученые отмечают, что практически все исследованные морские организмы на сегодняшний день – от планктона до кашалотов – вступают в контакт с пластиковым мусором и микропластиком. Это относится и ко всем районам мирового океана. Как показывает новое исследование Крайний Север не является исключением. «Арктика по-прежнему считается в значительной степени нетронутой дикой природой», — говорит эксперт доктор Мелани Бергманн.
Хотя Арктика малонаселена, уровень загрязнения пластиком в ней такой же, как и в густонаселенных регионах по всему миру. Загрязнение происходит как из местных, так и из отдаленных источников. Особенно этому способствуют океанские течения из Атлантики и Северного моря, а также из северной части Тихого океана через Берингов пролив. Крошечные частицы микропластика также переносятся ветром на север.
Помимо этого, ситуацию ухудшают и реки. Хотя Северный Ледовитый океан составляет всего 1% от общего объема мирового океана, в него попадает более 10% сброса воды из рек, которые несут пластик в океан, например, из Сибири. Когда морская вода у берегов Сибири замерзает осенью, взвешенный микропластик оказывается в ловушке во льду. Трансполярный дрейф переносит льдины в пролив между Гренландией и Шпицбергеном, где они тают летом, высвобождая свой пластиковый груз.
Одними из наиболее важных местных источников загрязнения являются муниципальные отходы и сточные воды арктических сообществ, а также пластиковый мусор с судов, особенно рыболовных судов, чьи сети и канаты представляют серьезную проблему.
Проблема микропластика кажется нам крошечной и ничтожной, ведь мы не видим страшные последствия этого загрязнения. Однако уже сейчас ученые говорят о том, что мы можем серьезно пострадать от этого