Столкновение Вселенных: Поиски других миров

Параллельные прямые не сходятся – зато параллельные Вселенные вполне могут сталкиваться друг с другом. Если, конечно, помимо нашей вообще существуют какие-либо Вселенные.
Столкновение Вселенных: Поиски других миров

Насколько мы сегодня знаем, размеры нашей Вселенной от края до края составляют около 93 млрд световых лет, а возраст ее — 14 млрд лет. Вас ничто не смущает? В самом деле, считается, что ничто не может двигаться быстрее скорости света, а свет за это время преодолеет ровно 14 млрд световых лет. Как же Вселенная доросла до таких огромных размеров?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Объясняет это несоответствие гипотеза инфляционного расширения Вселенной, в рамках которой считается, что на ранней стадии Большого взрыва она увеличивалась куда быстрее. Что именно послужило причиной, запустившей инфляционное расширение, тем более неясно. Хотя, конечно, на этот счет существует целый ряд версий разной степени правдоподобности. Интересно и другое: что остановило «космическую инфляцию»? Почему Вселенная перестала расширяться по экспоненте и перешла к современному, довольно спокойному линейному росту?

Одна из космологических идей, которая должна ответить на этот вопрос, крайне необычна. Согласно ей, мироздание продолжает расширяться бешеными темпами. Просто мы существуем в одном из сравнительно спокойных «островков стабильности» посреди этой бешеной пляски пространства-времени. Именно этот «пузырек» мы полагаем видимой Вселенной — и, конечно, наш «пузырек» — лишь один из бесчисленного множества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Допустим. Но можем ли мы каким-то образом найти свидетельства существования других «пузырьков»-Вселенных, если уж они находятся за пределами нашей собственной? Американские теоретики Энтони Эквайр (Anthony Aguirre) и Мэтью Джонсон (Matthew Johnson) считают: можем. По крайней мере, в рамках описанных выше гипотез мы можем подтвердить существование другой Вселенной, если некогда в прошлом она сталкивалась с нашей.

Дело в том, что в большинстве случаев подобное столкновение, по расчетам, должно приводить к уничтожению пространственно-временного континуума в обоих «пузырьках», что для нас, живущих в четырех измерениях, означает — просто к уничтожению, включая уничтожение всей информации о них. Однако Эквайр и Джонсон показали, что в некоторых редких случаях после столкновения вполне могут сохраняться 3 пространственных и 1 временнОе измерение, то есть, все, что нам нужно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подтвердить это ученые предлагают изучением кривизны нашей Вселенной — отрицательная кривизна свидетельствовала бы о таких «пузырьках стабильности», как о вполне реальном факте, а положительная позволила бы отбросить эту идею. (Непростой вопрос об изогнутости Вселенной мы уже раскрывали в заметке «Плоский мир».)

Кроме того, расчеты Эквайра и Джонсона показали, что если в прошлом наша Вселенная пережила-таки одно из редких «безопасных» столкновений, следы о нем должны были остаться в форме некоторых особенностей симметрии в микроволновом реликтовом излучении. А эти следы — уже нечто, с чем вполне можно работать с помощью современных технологий.

Впрочем, даже если оба ответа будут положительными, ученые сходятся в одном: однозначно и достоверно подтвердить существование других Вселенных мы не сможем никогда — а тем более получить информацию оттуда или научиться перемещаться между ними. А жаль.