Ядовитая статья: Зоотоксины
Ядовитая классификация
Как любое оружие, яд может использоваться и для защиты, и для нападения. В большинстве случаев, и на охоте, и в обороне, у животного бывает только одна попытка, поэтому зоотоксины (яды животного происхождения) обладают потрясающей убойной силой. Их задача — как минимум парализовать противника, а лучше — убить, чтобы избежать встречи в будущем.
Первично ядовитые животные вырабатывают ядовитые вещества в процессе обычной жизнедеятельности. По способу выработки и введения яда первично ядовитых созданий делят на две группы. Активно ядовитые обладают специальным аппаратом для выработки и доставки яда. Внутри этой группы происходит еще одно деление — на вооруженных и невооруженных. Вооруженные, как следует из названия, имеют не только производящие яд органы, но и ранящие приспособления (зубы, жала, шипы
Пассивно ядовитые не имеют специальных ядовитых желез. Токсины содержатся в их тканях — печени, половых органах, крови
Вторично ядовитые (чаще всего — рыбы и моллюски) сами ядов не синтезируют, но могут накапливать токсины, попадающие в них с водой и пищей. Ядовитость их непостоянна и зависит от целого ряда факторов. Это не какое-то эволюционное приспособление, а просто следствие фильтрации через себя огромных масс не совсем чистой воды (точно так же можно отравиться съедобными грибами, растущими у оживленной автострады). Самим животным от накопления токсинов ни холодно, ни жарко.
Ядовитая наука
Область медицины, занимающаяся изучением законов взаимодействия живого организма и яда, называется токсикологией (греч. toxikoV — яд).
Основные задачи токсикологии — обнаружение и иследование веществ, способных вызвать у человека отравление, и изучение взаимодействия яда с организмом, а также определение диапазона токсического действия ядовитого вещества, от безопасной до минимально достаточной для гарантированного летального исхода дозы.
Токсикологи изучают клинические признаки отравления при различных путях поступления яда — внутрь, накожно, внутримышечно
Еще одно важное направление работы токсикологов — разработка методов экстраполяции (переноса) полученных данных на человека. Изучать действие ядов на людях, мягко говоря, неэтично, а результаты опытов на крысах оказываются верными в отношении человека примерно в 35% случаев, на собаках — в 53%. Методом проб и ошибок удалось установить, что если абсолютно летальные (убивающие 100% подопытных) дозы для четырех видов лабораторных животных (мыши, крысы, морские свинки и кролики) различаются незначительно (в три раза и меньше), то с вероятностью около 70% и для человека смертельное количество миллиграммов яда на килограмм веса будет находиться в том же диапазоне.
Наконец, токсикологи разрабатывают антидоты — препараты, нейтрализующие яды, а также схемы лечения пострадавших от тех или иных токсинов.
Ядовитая медицина
Медицина и ядовитые животные связаны давно и прочно. Достаточно вспомнить: в одном варианте эмблемы медицины змея обвивает посох Асклепия (греческого бога врачевания), в другом — чашу, которую держит его дочь Гигиея.
Апитерапия — лечение продуктами пчеловодства, а также пчелиными укусами (лат. apis — пчела) — уходит своими корнями в незапамятные времена, а ее свежие побеги достигают наших дней. Пчелиный яд входит в согревающую и противовоспалительную мазь Апизартрон. Родовые названия гадюки (Vipera), гюрзы (Macrovipera), кобры (Naja) видны в названиях болеутоляющих и противовоспалительных мазей (Випросал, Випратокс) и препаратов для инъекций (Випраксин, Випералгин, Наяксин). Гадюка Рассела (V. russelli) дала средство для тампонирования кровоточащих десен после удаления зубов у больных гемофилией, гремучие змеи — надежду больным эпилепсией.
Из последних достижений науки можно назвать выделение омега-конотоксина, одного из компонентов яда моллюсков рода Conus. Это вещество (в 100−1000 раз сильнее морфина и не вызывающее привыкания!) стало действующим началом лекарственного средства Зиконотид.
Кроме того, различные животные яды применяются в исследовательских целях. Так, яд скорпионов иногда используют при изучении молекулярных механизмов передачи нервных импульсов и моделировании на животных некоторых патологических состояний (типичных, например, для больных эпилепсией).
В лабораторных условиях воспроизвести яд того или иного животного целиком невозможно, удается синтезировать только отдельные его компоненты. Поэтому для научных и фармакологических целей приходится ловить змей и пауков и собирать моллюсков или выращивать их на специальных фермах и «доить», добывая драгоценные капли яда.
Ядовитая клиника
Почти всегда в районе укуса можно наблюдать характерную местную реакцию — отек, покраснение, болезненность, гематому (кровоизлияние, а совсем попросту — синяк). Но все это пустяки по сравнению с гораздо более тяжелыми симптомами: зоотоксины часто вызывают поражение нервной системы — головного мозга (оглушение, интоксикационный психоз), нервов и их сплетений (нарушения чувствительности, судороги, вялые и спастические параличи). Нейротоксическое действие ядов может приводить к нарушениям сердечного ритма, мышечной слабости, которая вызывает выраженные нарушения дыхания, обмороки и коллапс (то же самое, только намного хуже) из-за резкого и массивного расширения мелких сосудов. Многие яды увеличивают проницаемость стенок кровеносных сосудов с последующими кровоизлияниями в кожу и различными кровотечениями, разрушение эритроцитов и, как следствие, кислородное голодание. А при повторном укусе возможно развитие анафилактического шока.
Ядовитая география
В той или иной степени токсичны для человека несколько сот тысяч видов живых организмов, обитающих на Земле, а по-настоящему опасны не более пяти тысяч видов. Примерно три четверти ядоносцев относятся к классу членистоногих, остальные — тоже в подавляющем большинстве холоднокровные: амфибии, пресмыкающиеся, рыбы, кишечнополостные (медузы и полипы). Поэтому ядовитые твари в теплых краях и встречаются чаще, и разнообразнее по видовому составу, и опаснее, чем в наших широтах. Даже в бедной живностью пустыне достаточно высок шанс нарваться на укус змеи или скорпиона. В теплом и влажном климате ядовитые животные встречаются не только в лесах и полях: ядовитые пауки могут поселяться в жилых постройках, а ядовитые змеи — заползать в жилища ночью в поисках грызунов.
Те же закономерности сохраняются и на морских просторах, в том числе и потому, что фауна теплых морей существенно разнообразнее: например, в водах Малайского архипелага в шестнадцать раз больше видов животных, чем в Баренцевом море. При этом излюбленные ареалы у купальщиков-ныряльщиков и опасных обитателей моря — одни и те же: прибрежное мелководье и коралловые рифы.
Ядовитое лечение
Существует два основных направления в лечении пострадавших: скорейшая само- и взаимопомощь, предотвращающая распространение яда по организму, и специфическая терапия, обезвреживающая яд.
Зоотоксины, как мы уже разобрались, очень быстро попадают в кровоток. Поэтому надо постараться отсосать яд из ранки в первые же секунды после укуса. Два ключевых момента: во рту человека, оказывающего помощь, не должно быть свежих ран слизистой, кариеса, язвочек — иначе есть шанс, что появится второй пострадавший; отсасывание имеет смысл только в течение первых пяти минут после укуса змеи и пятнадцати — после укуса паука (различия объясняются глубиной укуса).
Нельзя надрезать место укуса (толку от этого никакого, только дополнительная травма) и перетягивать укушенную конечность жгутом: этим вы только навредите. Прижигать ранку тоже ничем не надо — ну если только вам нравится мучить людей и приятен запах паленой плоти. Народное «средство от всех болезней» — алкоголь — только усилит действие нейротоксичных компонентов змеиного яда. Можно, если поблизости есть аллергик, дать укушенному любых антигистаминных таблеток.
Укушенную конечность необходимо обездвижить, по возможности приложить лед к месту укуса, а пострадавшего — как можно быстрее в горизонтальном положении доставить в лечебное учреждение, где ему введут антитоксическую сыворотку.
Идея сыворотки достаточно проста: зоотоксины являются чужеродными белками — антигенами. Значит, на них можно натравить специальным образом натренированные белки-антитела.
Первую противозмеиную сыворотку разработал в 1895 году известный французский микробиолог Альбер Кальмет, ученый из института Пастера. Технология за прошедшие сто с лишним лет почти не изменилась. Животному, чаще всего лошади, вводят мизерное количество яда, затем постепенно увеличивают дозу до тех пор, пока в крови подопытного животного не образуется достаточное количество антител. Затем кровь очищают от клеток, чтобы осталась только ее жидкая фракция — плазма — с антителами.
В идеале для каждого яда нужна своя сыворотка. Например, при укусе каракурта лучше всего подойдет сыворотка «Антикаракурт», а при укусе гюрзы — сыворотка «Антигюрза». Но и поливалентные сыворотки, содержащие антитела против ядов нескольких животных, способны спасти жизнь человеку.
В медицине существует золотое правило: лучшее лечение — это профилактика. Ядовитые животные не нападают на людей — они защищаются как могут, когда человек подходит к ним вплотную, берет в руки, причиняет боль или, не потыкав палкой в обсыпанный ягодами куст, лезет в место, где гадюка просто отдыхает или, хуже того, охраняет кладку яиц. Особенно опасны в этом смысле морские обитатели, ведь их поведение и повадки человек обычно знает плохо, мировой океан изучен куда хуже суши. Кроме того, многие рыбы и морские змеи не испытывают страха перед человеком, а он расценивает это как дружелюбность или приглашение поиграть.
Автор статьи — врач-токсиколог, ведущий блога «Смотровая военврача» (uncle-doc.livejournal.com)
Видео к статье: ссылка