Обезьяний рынок: Чесание как валюта
В большинстве сообществ человекообразных приматов универсальным «товаром» выступает вычесывание. Этот процесс связан и с гигиеной, и с социальными отношениями внутри стаи, и подобную услугу обезьяны запросто «продают» друг другу, обменивая ее на пищу, снисходительность особей, стоящих выше в иерархии, или просто за секс.
Группа французских этнологов во главе с Рональдом Нё (Ronald Noë) внимательно изучила эту систему «товарообмена» на примере зеленых мартышек (Chlorocebus). Больше того, на ее основе ученые искусственно создали в стае обезьян своего рода «рыночные отношения». Для этого в вольер помещали пластиковую коробку с едой и с хитрым замком, открывать который была заранее обучена только одна самка, занимающая не самое высокое положение в стайной иерархии.
Уже вскоре этнологи обратили внимание, что эту самку вычесывали куда чаще и дольше, чем остальных членов сообщества. Зато она вычесывала даже доминирующих особей куда реже и не так тщательно.
На следующем этапе важность этой самки была искусственно снижена: в вольер поместили вторую такую же коробку, доставать пищу из которой могла другая самка. Эффект стал заметен моментально: ценность вычесывания первой самки моментально упала, и вскоре обе они вычесывались другими почти ровно одинаковое время. Мартышки чутко среагировали на изменившуюся «рыночную» обстановку и, соотнеся спрос и предложение, быстро снизили «ценность» бывшей монополистки.
Читайте также о том, как ученые в сочинском питомнике работают с обезьянами, готовя их к космическим полетам: «Планета обезьян».
По публикации New Scientist Life