Акулы и маньяки: Стратегия охотников
Кархародон, или большая белая акула, это один из самых свирепых и опасных хищников на Земле. Достигая в длину нескольких метров и веса свыше 3 тонн, она постоянно голодна. А пищей ей служат все животные океана, от средних размеров рыбешки до крупных морских млекопитающих. Да и на человека кархародон нападает чаще других акул. Они способны учуять даже следовые количества крови в воде, а зубы их сдавливают жертву, создавая давление в несколько тонн на кв. см.
Но несмотря на их колоссальные размеры, охотиться кархародонам не так-то просто. Их излюбленная пища, морские котики, очень проворны и, быстро маневрируя, способны уйти от преследования. «Акулам приходится полагаться на внезапность», — рассказывает флоридский зоолог Нейл Хаммершлаг (Neil Hammerschlag).
Днем и ночью кархародоны рыщут по океану в поисках подходящей жертвы. Но так ли случайны их нападения: встретив — немедленно атаковать? Или у этих опасных хищников есть своя стратегия действий? Чтобы выяснить это, Хаммершлаг использовал метод из арсенала полиции.
Географическое профилирование — один из современных методов, которые широко используются экспертами и сыщиками для того, чтобы «вычислить» и изловить серийных убийц. Метод предполагает составление и анализ карты мест преступлений с тем, чтобы предположить места жительства и работы, частых посещений преступника: как правило, такие убийцы предпочитают действовать в знакомой им местности, недалеко от своего «местообитания», но и не непосредственно в нем.
Хаммершлаг с коллегами отправился в Южную Африку и составил карту 340 документированных нападений акул на стадо котиков числом более 64 тыс., обитающем здесь. Как только ученые фиксировали нападение кархародона, они отмечали координаты события, заодно оценивая размеры акулы и сопутствующие условия — глубину моря, температуру, особенности рельефа дна. Наконец, помечалось, чем закончилась атака: гибелью котика, или его спасением.
Затем, используя математические методы географического профилирования, ученые попытались вычислить «базу», с которой ведутся атаки. И действительно, оказалось, что акулы, которых наблюдали Хаммершлаг и его группа, имеют свои собственные местообитания, хотя они и не совпадают с местами их наиболее высокой охотничьей активности. Эти места представляют отличный баланс между возможностями вовремя заметить жертву, опередить других кархародонов, и начать погоню.
Также было замечено, что более молодые акулы обладают более широким полем для поиска, а также — меньшей результативностью атаки. С возрастом у них появляются свои излюбленные районы охоты. Все то же самое можно сказать и о человеческих серийных убийцах, которые «матереют» от жертвы к жертве и постепенно находят собственные «охотничьи угодья» и эффективные приемы.
Читайте также о том, как исследователь акул, чтобы ближе с ними сойтись, сам выдал себя за одну из них: «Витязь в акульей шкуре».
По сообщению ScienceNOW