Кризисная почта: Общение под стрессом

Анализ электронной переписки сотрудников компании может служить точнейшим индикатором ее неблагополучия в кризис.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В декабре 2001 г. рухнул американский энергетический гигант, компания Enron. Событие оказалось столь экономически и социально значимым, что было назначено расследование. Следователи получили доступ к корпоративной переписке примерно 150-ти наиболее ответственных сотрудников обанкротившейся компании. Переписка содержала около 517 тыс. сообщений, отправленных на 15 тыс. адресов, и послужила не только правосудию, но и науке.

Бен Коллингсворт (Ben Collingsworth) и Рональдо Менезес (Ronaldo Menezes) изучили эти данные, не вдаваясь в детали писем. Их интересовали схемы, по которым идут коммуникации между сотрудниками внутри компании — и то, как изменяются они при изменении «самочувствия» самой компании — например, в связи с отставкой главы Enron Джефри Скиллинга (Jeffrey Skilling), которая случилась в августе 2001 г. Ученые анализировали число электронных писем, их адресатов, активность и т. д.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Действительно, выяснилось, что «коммуникационные сети» внутри компании в кризисные ситуации меняются. Более того, самые резкие перемены наступают примерно за месяц до самого кризиса, как чувствительные датчики предсказывая его наступление. К примеру, число активно переписывающихся групп (участники которых имели непосредственную связь друг с другом по электронной почте) примерно за месяц до коллапса подскочило с 100 до 800. Частота сообщений внутри таких групп также резко выросла — зато между ними сократилась.

По мнению ученых, эти изменения могут служить эффективным индикатором состояния компании не только в случае с Enron. Они считают, что все дело в человеческой психике: в ситуации стресса, который появляется из-за надвигающейся катастрофы, сотрудники ищут более активного и тесного общения с теми, кому они могут доверять, и наоборот, остерегаются менее комфортного общения «на стороне». Так что эти закономерности переписки — после необходимых дополнительных проверок — могут быть распространены и на другие компании, а в будущем их могут взять на вооружение и аудиторские компании, и рейтинговые агентства.

Читайте также о необычном концепте шариковой ручки, который позволяет написать письмо на бумаге — и тут же отправить его электронной почтой или по SMS: «Ручка для мыла».