Ледяная синева: Самое чистое небо

Ученые нашли место на Земле с самым чистым небом над головой. Оно идеально для установки новых телескопов, если бы не климат, тоже, пожалуй самый суровый на планете.
Ледяная синева: Самое чистое небо

Австралийские исследователи во главе с Майклом Эшли (Michael Ashley) сумели объединить многочисленные данные, полученные орбитальными аппаратами и наземными станциями, результаты компьютерного моделирования климата нашей планеты, учесть самые разные факторы, которые влияют на «зрение» телескопов — такие, как влажность, скорость ветров, турбулентные потоки в атмосфере — и выбрать на нашей планете места, где возведение новых обсерваторий сулит особенно большие преимущества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это место — Антарктида, точнее — область Советского плато в восточной части материка. Этот регион примерно 2 тыс. на 450 км поднимается на 3,5−4 км над уровнем моря, это же и самая холодная часть Антарктики, где среднегодовая температура составляет 56 градусов ниже нуля.

Единственный минус — «инвертированность» температурного режима здешнего воздуха: толстый ледяной покров плато делает нижние слои атмосферы существенно более холодными, чем те, что находятся над ними, что в сочетании с местными сильными ветрами может создавать турбулентности, искажая картинку. Так что для сооружения здесь телескопа потребуется заметно приподнять его над уровнем «земли» — скорее всего, для этого будет достаточно нескольких десятков метров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но все-таки, главное — воздух здесь исключительно сух, куда суше чем даже на гавайской вершине Мауна Кеа или в чилийской пустыне Атаками, где сегодня располагаются одни из самых мощных обсерваторий мира.

Сухой воздух прозрачен и позволяет исследовать даже такие «тонкие» процессы, как звездообразование, тогда как влажный пар блокирует характерные излучения газопылевых облаков из регионов активного формирования звезд. А значит — будущие антарктические телескопы сумею разглядеть то, что пока что под силу только орбитальным аппаратам. То, что больше ниоткуда с Земли увидеть нельзя.

К сожалению, жизнь на плато далеко не проста даже для телескопа. Лед может нарастать на линзах и зеркалах, разрушая их, не говоря уж о невероятном холоде и бешеных ветрах. По мнению европейского астронома Марка Саразина (Marc Sarazin), выход состоит в использовании «одноразовых» инструментов: «Это могут быть строго специализированные телескопы, не рассчитанные на долговременную работу и предназначенные для проведения определенных и специфических исследований».

Все эти сложности и неопределенности заставляют ученых смотреть все дальше вперед — и вверх. Читайте о планах по созданию колоссальных телескопов на Луне: «Жидкий глаз», и в еще более далеком космосе: «Большое зеркало».