«Региональность» в голове: Структуры детского мозга
Впрочем, для самых непослушных и несносных детей это не может служить отговоркой. То же самое исследование показывает, что хотя, действительно, схема организации некоторых процессов в мозге сильно меняется в процессе взросления, основные, базовые их элементы остаются неизменными уже примерно с 7-ми лет. Впрочем, обо всем по порядку.
Глава группы исследователей, нейрофизиолог Стивен Петерсен (Steven Petersen) выразился изысканно: «Независимо от того, насколько нам хотелось бы предполагать обратное, мозг ребенка — отнюдь не хаотическая структура. Он просто организован иначе, но возможности его, по меньшей мере, те же, что и у мозга взрослого человека».
Петерсен и его коллеги изучали организацию мозга и ее развитие у нормальных детей, чтобы лучше понять, откуда и как в ней появляются аномалии, и какие повреждения и нарушения сказываются на его функциональных возможностях.
Для этого они воспользовались популярнейшей сегодня технологией магнитно-резонансной томографии (как она работает и что позволяет увидеть, читайте в статье «Мозги на просвет»), которая дала возможность найти и изучить «сетевую» организацию структур мозга. Но вместо того, чтобы фиксировать активность определенных областей мозга при выполнении определенных задач, ученые изучили спонтанную активность, которая время от времени «вспыхивает» то тут, то там во время полного, насколько это возможно, «простоя» мозга. Они считали, что если в разных частях мозга эта спонтанная активность проявляется согласованно или синхронно, значит, эти области непосредственно связаны друг с другом.
Опыт охватил 230 добровольцев в возрасте от 7 до 31 года. В итоге были обнаружены и изучены четыре «сетевые структуры» в мозге взрослых людей, связывающих физически удаленные друг от друга участки. Но в экспериментах с детьми оказалось, что подобные сети организуются участками мозга, непосредственно прилегающими друг к другу.
Ученые суммировали данные, полученные для разных возрастных групп добровольцев, сведя их в единую картину того, как изменяется эта структурная организация со временем. «В результате у нас получилась детальная картина того, как переходит постепенный переход в структуре от "детской" организации ко взрослой, — говорит один из авторов работы. — Она показывает, что мозг переходит от "локальной" схемы, которая определяется связью физически близко расположенных областей мозга, к "распределенной", в которой области оказываются связаны на базе не расположения, а функциональности».
Кстати, психологам известен «тест на ложные убеждения», который успешно могут пройти дети лишь с определенного возраста. Читайте о том, что это такое и как впервые его прошел искусственный интеллект: «Понятливый Эдди».
По пресс-релизу Washington University School of Medicine