Лучшие обманы года: Зрительные иллюзии – 2009

На прошлой неделе были объявлены результаты международного конкурса «обманщиков» – авторов лучших зрительных иллюзий. Представляем лучшие способы перехитрить глаза и мозг.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Часто кажется, что в зрительных иллюзиях заключена какая-то магия. На самом деле, они связаны с особенностями интерпретации визуальной информации мозгом и поэтому нередко являются предметом (или инструментом) вполне серьезных исследований — прежде всего, в области нейрологии и когнитивной психологии, которая изучает процессы познания.

Художники и ученые (и многие, кто совмещает и то, и другое занятия) со всего мира представили свои свежесозданные иллюзии, лучших из которых выбирала большая группа из более чем тысячи специалистов. Победители были объявлены 10 мая — и тройку лучших мы представляем нашим читателям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая премия досталась ученым сразу из четырех американских университетов и колледжей — Артуру Шапиро (Arthur Shapiro), Чжун-Линь Лу (Zhong-Lin Lu), Эмили Найт (Emily Knight) и Роберту Эннису (Robert Ennis). Чтобы увидеть эту анимированную иллюзию, нажмите на эту ссылку. Мерцающий шарик падает вертикально: если смотреть прямо на него, это так и видно. Но если перевести взгляд на синюю точку справа, возникает устойчивое ощущение, что он падает под сильным углом, смещаясь влево. Чтобы убедиться, что это — только игра воображения, достаточно снова посмотреть прямо на шарик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй приз получили израильтяне Юваль Баркан (Yuval Barkan) и Хедва Спитцер (Hedva Spitzer) за «Иллюзию цветного голубя». Если уставить взгляд на черную точку под крылом белого голубя, летящего поверх вспыхивающего ярким цветом фона, то создается легкое, но совершенно отчетливое ощущение, что и голубь окрашен в этот цвет. Попробуйте сами: это работает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Третье место ушло гарвардскому ученому Ричарду Расселу (Richard Russell) и его работе «Иллюзия пола». Эта крайне поучительная иллюзия показывает два лица, которые выглядят определенно разными, мужским и женским, хотя и довольно похожими друг на друга. На самом деле, это одно и то же лицо, только на одном контрастность увеличена, а у другого — наоборот, уменьшена. Более контрастное лицо ясно воспринимается женским, а менее — мужским. Наверное, будет полезно понять, что это исключительно зрительный эффект: более контрастные черты оставляют ощущение женственности.

Вообще, мы весьма рекомендуем внимательно изучить веб-сайт конкурса, где можно увидеть не только тройку победителей, но и остальные работы, вошедшие в десятку лучших, лучшие работы прошлых лет, а также найти электронные открытки со зрительными иллюзиями и вообще массу интересного. Единственное, о чем стоит предупредить — что долго рассматривать оптические иллюзии опасно для психики: о том, как они «работают», читайте статью «Точки зрения».