Власть феромонов: можно ли влюбить в себя с помощью запаха
Влияние феромонов на половое поведение человека начали изучать совсем недавно. Информация, которая доходит до массового читателя, часто основана на спекуляциях, догадках и результатах исследований, проведенных на деньги компаний, производящих новомодные любовные эликсиры. Намного лучше изучены феромоны насекомых и некоторых млекопитающих — начнем, как положено, с бабочек.
Из жизни насекомых
То, что именно по запаху самцы бабочек определяют, где находится самка, еще в XIX веке предположил французский энтомолог Жан-Анри Фабр. Подтвердить это удалось только в конце 1950-х группе немецких ученых под руководством Адольфа Бутенандта. Во имя науки они извели полмиллиона самок тутового шелкопряда, чтобы выделить из их половых желез все летучие вещества, разделить на хроматографе и показать, что только одно из них заставляет шелкопрядов-самцов трепетать крылышками. Это вещество назвали бомбиколом, в честь рода Bombyx, к которому относятся шелкопряды.
Вскоре подобные вещества были обнаружены у множества видов насекомых, а также у земноводных, пресмыкающихся, рыб и млекопитающих.
Аромат женщины
Роль феромонов в жизни млекопитающих наиболее полно изучена в сфере полового поведения и размножения. Например, в экспериментах на мышах установлено, что самки предпочитают запах доминантных самцов, который заодно подавляет половое созревание и активность других представителей мужского пола, снижая их шансы на размножение. Более того, запах доминантного самца вызывает прекращение беременности на ранних сроках, что позволяет самке повторно зачать потенциально более жизнеспособное потомство.
В результате множества экспериментов на лабораторных мышах и крысах ученые пришли к выводу, что животные, полагающиеся в интимных делах в основном на свой нюх, из всех доступных партнеров выбирают особей с максимально отличающимся от их собственного набором генов гистосовместимости. Комплекс закодированных в них белков не только вызывает отторжение тканей при пересадке, но и во многом обеспечивает эффективность работы иммунной системы. Чем разнообразнее эти гены, тем больший спектр антител, предназначенных для борьбы с инфекционными агентами, может продуцировать система иммунитета, что в конечном счете определяет выживаемость организма и его способность приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.
Естественно, что специалисты предположили возможность существования аналогичной взаимосвязи и у человека. Один из подходов, с помощью которых проверяли эту гипотезу, — так называемый метод потных футболок, когда женщинам дают понюхать ношеные футболки разных мужчин и предлагают выбрать наиболее приятный для них запах. В таких экспериментах женщины в подавляющем большинстве случаев отдают предпочтение мужчинам, максимально отличающимся от них по генам гистосовместимости — при условии, что они принадлежат к одной расе. Последнее можно объяснить тем, что слишком большие отличия в генотипах могут вообще лишить пару жизнеспособного потомства. Возможно, именно по этой причине многим людям с белой кожей кажется крайне отталкивающим запах темнокожих, а азиаты часто не переносят запах европеоидов, находя его неприятно резким и кислым.
Все мужчины — свиньи?
Изучение крупных представителей животного мира принесло более «вкусные» плоды. Так, оказалось, что запах содержащегося в моче и слюне кабанов андростенона — метаболита мужского полового гормона тестостерона — парализует самок свиней в позе, наиболее удобной для совокупления, даже если кабана поблизости нет. Андростенон обнаружили и в составе слюны и пота человеческих самцов. А во влагалищном секрете женщин содержатся копулины, обезьяньи аналоги которых буквально «сводят с ума» самцов макак-резусов. Эти соединения и стали использовать при производстве «секс-духов» для привлечения противоположного пола.
К сожалению для воспрянувших духом неудачников любовного фронта и жаждущих новых побед Казанов, эксперименты показали, что распыленный в воздухе андростенон никак не влияет на половое влечение женщин. Есть данные, согласно которым андростенон улучшает настроение женщин и делает их более спокойными и уверенными в себе, но не более. Влияние же копулинов на мужчин вообще не удалось выявить.
В отличие от насекомых или головастиков, инстинктивные реакции на феромоны у млекопитающих и выражены не так ярко и проявляются при участии высшей нервной деятельности. Мотылек, приклеенный к предметному стеклышку, будет несмотря ни на что махать крылышками при запахе бабочки своего вида, а хорошо воспитанного кобеля криками «фу!» и «ко мне!» можно отговорить от участия в собачьей свадьбе. У человека с его недоразвитым обонянием и гипертрофированным мозгом обнаружить влияние запахов на поведение очень сложно. Неизвестно даже, есть ли у нас специальный орган для восприятия собственно феромонов.
Дыма без огня не бывает
«Просто» запахи животные воспринимают тем же местом, что и люди, — обонятельным эпителием в верхней части носовой полости. Феромоны играют настолько важную роль в жизни животных, что у рептилий и большинства млекопитающих для их восприятия есть специальный, так называемый вомероназальный, или якобсонов, орган. Длинные отростки его нейронов ведут не в основную, а в добавочную обонятельную луковицу, и в высшие отделы центральной нервной системы сигналы о феромонах поступают параллельно с информацией об обычных запахах.
Долгое время считалось, что зачаток вомероназального органа, появляющийся у эмбрионов человека, атрофируется в процессе внутриутробного развития. На самом деле этот орган есть и у взрослых людей. Впервые его описал в начале XVIII века голландский врач, оперировавший солдата с ранением лица, однако это открытие незаслуженно и надолго забыли. Спустя более чем столетие ученые обнаружили и описали вомероназальный орган у различных видов животных и только совсем недавно доказали его существование у человека.
Вомероназальный орган человека представлен небольшим углублением, находящимся на расстоянии 15−20 мм от края ноздрей. Примерно у 80% людей такие ямки имеются в обеих ноздрях, у остальных — только в одной. Но у человека так и не удалось найти ни дополнительную обонятельную луковицу, ни специализированные нервные волокна, идущие от вомероназального органа, ни принципиальную возможность передачи нервных импульсов от клеток его эпителия вверх по инстанции. Тем не менее появляется все больше данных о том, что выделяемые другими особями вида Homo sapiens летучие вещества, даже не осознаваемые как запахи, играют в нашей жизни заметную роль.
В 1998 году американский физиолог Марта Макклинток установила, что нанесение подмышечных выделений одной женщины на верхнюю губу второй синхронизирует их менструальные циклы. Это открытие объяснило подмеченное Макклинток ранее совпадение менструальных циклов женщин, живущих в одной квартире или комнате. Дальнейшие работы показали, что запахи мужчин также влияют на менструальные циклы и время овуляции у женщин, а запах пота сексуально возбужденных мужчин возбуждает в мозге женщин зоны, отвечающие за сексуальное поведение и получение удовольствия.
Таким образом, несмотря на отсутствие четких научных доказательств существования человеческих феромонов, на их действие легче и логичнее всего списать не только приведенные выше факты, но и целый ряд сделанных очень давно наблюдений. Например, то, что у девочек, живущих в одной квартире со своими биологическими отцами, половое созревание наступает позже, чем у девочек, лишенных общества отцов. Небольшая задержка полового созревания девочек наблюдается также при посещении специализированных женских школ.
Официальная версия
На сегодняшний день принято считать, что человеческие феромоны все-таки существуют и представляют собой обломки молекул половых гормонов и, возможно, других молекул, выделяемых потовыми железами человека и модифицируемых обитающими на коже бактериями. Уникальность микрофлоры каждого человека обеспечивает индивидуальность букета источаемого им запаха, в том числе и феромонного аромата, практически не обладающего запахом в бытовом смысле. Именно поэтому практически слепой младенец узнает свою мать, а взрослые безошибочно выбирают из груды одежды вещи, ношенные их близкими родственниками и любимыми.
Сегодня в борьбе с феромонами нам эффективно помогают такие продукты цивилизации, как гигиенические прокладки, дезодоранты-антиперспиранты и антибактериальное мыло. Возможно, отчасти и они становятся причиной трудностей, испытываемых многими современными людьми в романтических делах. Однако отказ от мытья и средств гигиены — не выход: запах немытого тела перевесит небольшое усиление феромонного сигнала.
К сожалению (или скорее к счастью), идея универсального феромона для привлечения противоположного пола несостоятельна, а определенную эффективность «секс-духов» можно объяснить внушаемостью их потребителей и укреплением их уверенности в себе.
Автор статьи — сотрудник портала «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru