Сокровища глубин: Поиски
Глядя с утеса на место, где к берегу прибило тело адмирала, думаешь:
почему же его корабль не обнаружили за триста с лишним лет. Ведь Гибралтарский пролив — не какой-то отдаленный участок океана, а одна из наиболее оживленных морских трасс, торговый путь, который был известен еще финикийцам. Видимо, никому в голову не приходила мысль, что на корабле может быть что-то ценное. Все изменилось несколько лет назад, когда в Британском морском архиве нашли пыльный документ. Его изучение натолкнуло на мысль, что парусник адмирала Фрэнсиса Уилера вез груз серебра и золота для создания армии наемников. Адмирал планировал вторжение в Англию. На момент крушения на борту должно было находиться 10 тонн серебра и около 100 тонн золотых монет. Popular Mechanics оценивает этот груз примерно в миллиард современных долларов.
Конечно, никакого вторжения в Англию не было. «Случись оно, и мы бы жили в другом мире», — говорит Грэг Стэмм, один из основателей компании «Одиссей — Морские исследования». Она занимается новым видом бизнеса — коммерческой морской археологией. Ее сотрудники планируют разыскивать останки кораблей и судов, затонувших на большой глубине, а затем вести переговоры об их подъеме со странами, имеющими законные права на затонувшие объекты. Государства получат культурные ценности, а «Одиссей» — компенсацию расходов на исследования и подъем судов. Создатели компании надеются продавать оставшиеся предметы искусства в музеи и частные коллекции.
Большинство затонувших сокровищ находится в труднодоступных районах моря. Проводить работы в таких условиях можно лишь с помощью дистанционно управляемых подводных аппаратов. Минута работы таких устройств стоит порядка 20 долларов, поэтому «Одиссей» вынужден тщательно отбирать информацию о затонувших сокровищах.
В случае «Сассекса», 80-пушечного корабля адмирала Фрэнсиса Уилера, подобная уверенность основывается на материалах, полученных Британским королевским двором и военно-морским министерством. С их помощью были воссозданы детали кораблекрушения. 40 боевых кораблей Британии были застигнуты восточным ветром в узком скалистом проливе. «Они попали под сильный восточный ветер, — говорит Стэмм, — и попытались встать по ветру и вернуться назад». Но в процессе разворота тонны воды хлынули в открытые пушечные порты и моментально заполнили трюмы. Конец наступил так быстро, что никто не успел понять, в чем дело. Адмирала нашли на берегу в ночной рубашке.
Цель 337
Сегодня трудно представить себе, что Средиземное море способно безжалостно губить корабли. После нескольких часов прочесывания поверхности с помощью гидролокатора Стэмм дает судну команду направиться в точку, обозначенную как «цель 337». В кабине немедленно опускаются занавески, заслоняя прямые солнечные лучи. Лоцман дистанционно управляемого подводного аппарата «Супер-Ахиллес» Патрик Нэрхо, некогда служивший военным ныряльщиком во французском военно-морском флоте, достает педали и джойстик, как будто собирается сыграть в компьютерную игру. С кормы в море опускают стальную клетку, в которую помещен аппарат. На глубине 366 метров, возле самого дна, локатор освобождается от каркаса. Начинается сканирование. Не каждый день приносит находки, но Грэг Стэмм не отчаивается. «Сассекс» где-то рядом. Капитан уверен, что найдет его. Быть может, он уже нашел его. На берегу археологи изучают окаменевший предмет, который был обнаружен ранее на глубине около километра. Предположение, что это может быть орудием времен «Сассекса», позднее получило подтверждение: команда «Одиссея» подняла на поверхность небольшую пушку.
Теперь начинается самая сложная часть работы. Хотя «Сассекс» находится в международных водах, Великобритания утверждает, что 300-летний военный корабль остается собственностью короны. Начинается интенсивная работа по заключению договора.