Тусклые карлики: Коричневая парочка
Строго говоря, звездами коричневые карлики не являются. Это субзвездные тела, в которых, как и в звездах, идет термоядерная реакция, но слишком слабая, чтобы создавать значительное свечение или хотя бы компенсировать потери на излучение. Размерами они приближаются к самым крупным планетам — масса коричневых карликов колеблется от 0,008 до 0,08 солнечных, то есть 5−75 масс Юпитера (напомним, что планеты вполне могут достигать таких огромных размеров — читайте, например: «Сверхпланета или недозвезда?»).
Так что, хотя для запуска «настоящей» термоядерной реакции с превращением водорода в гелий они недостаточно тяжелы (требуется масса как раз около 75−80 юпитеров), в коричневых карликах уже проходит слияние ядер дейтерия (а если они превышают 65 масс Юпитера, то могут «сжигать» и ядра лития). И — с некоторой натяжкой — их все-таки можно называть звездами.
«Обнаруженные нами коричневые карлики, — поясняет глава группы ученых Адам Баргассер (Adam Burgasser), — являются самыми слабыми звездными источниками изо всех известных. Возможно, они станут лишь первыми обнаруженными тусклыми карликами, которые весьма распространены во Вселенной, но очень сложны для наблюдения».
Действительно, пара карликов, получивших кодовое наименование 2MASS J09393548−2448279 (для краткости — 2M J0939), поставили своеобразный анти-рекорд: они светятся слабее Солнца более чем в миллион раз, а если говорить только о видимой части спектра — то в миллиард. Стоит представить, насколько непросто обнаружить на небесном своде столь тусклые и крохотные объекты!
Замерить в точности светимость карликов позволил инфракрасный орбитальный телескоп Spitzer, он же помог установить их температуру — от 565 до 635 Кельвин, что на пару сотен выше, чем у того же Юпитера, но все-таки далеко недостаточно для «нормальной» звезды.
Ну а чтобы рассчитать яркость карликов, сперва понадобилось узнать расстояние, которое отделяет их от нас. На это ушло несколько лет исследований с помощью инструментов австралийской обсерватории ААО. Выяснилось, что 2M J0939 занимают пятую строчку в списке самых близких к нам коричневых карликов. До них, можно сказать, рукой подать: каких-то 17 световых лет.
Однако ученых ждала сложность: по всем расчетам, яркость коричневого карлика с установленной температурой и на установленной дистанции должна была быть ровно вдвое ниже. Именно это и навело их на мысль о том, что объектов, на самом деле, два, каждый из которых «отвечает» почти ровно за половину наблюдаемого свечения, и каждый из которых весит от 30 до 40 юпитеров.
Читайте и еще об одном весьма необычном коричневом карлике, который (неожиданно для всех) испускает радиосигналы: «Карлик с сюрпризом».
По информации MIT News Office