Венера в полосочку: Одной загадкой меньше
Погодка на Венере еще та: густые, плотные и толстые облака ее представляют собой пары серной кислоты и диоксида серы, поднимающиеся от горячей поверхности планеты. На них-то еще в 1929 г. впервые были замечены непонятные полосы темного цвета.
Эти полосы отчетливо видны на всех снимках Венеры, сделанных в ультрафиолетовом диапазоне. Ученые долгое время спорили о том, что может вызывать их появление — некоторые считали, что так проявляет себя разница в высоте верхней кромки облаков, другие — разница в их температуре, третьи относили это к их различному химическому составу.
Но, кажется, объяснение этому феномену найдено. Благодаря работающему на орбите близ Венеры европейскому зонду Venus Express удалось установить, что в областях ближе к экватору планеты, где наблюдается особенно большое число темных полос, обладают также и повышенной температурой. Но не сама температура, а восходящие конвекционные потоки, по мнению ученых, и приводят к той картине атмосферы Венеры, которая открывается в УФ-спектре.
Если мы будем двигаться от экватора в сторону полюсов, здесь чаще встречаются более светлые регионы — и здесь же температура падает по мере приближения к поверхности, что препятствует вертикальной конвекции. Особенно ярко это проявляется уже у полюсов, где на УФ-снимках и темных полос совершенно нет.
При этом гипотеза о разнице в высоте венерианских облаков не подтвердилась совершенно: установлено, что на средних и низких широтах высота их вершин почти одинакова и составляет около 72 км и для светлых, и для темных регионов. Так что источник «полосатости» на Венере — именно конвекционные потоки, приносящие с собой частицы (а может быть — капли) неизвестного пока химического соединения, которое активно поглощает в УФ части спектра.
Хотя пока непонятно, что это за соединение, скорее всего оно представляет собой какое-то довольно сложное неорганическое серосодержащее соединение. Установить это окончательно позволят новые миссии, которые в будущем отправятся на нашу прекрасную и капризную планету-соседку. С орбиты решить загадку окончательно вряд ли удастся, и потребуется спускаемый модуль — капсула, а лучше подвешенный на воздушном шаре зонд, начиненный оборудованием. Медленно опускаясь, он сумеет детально промерить все характеристики атмосферы от самых ее верхних слоев и до поверхности планеты.
Это будет особенно интересно, ведь высоко в атмосфере Венеры температура и давление примерно такие же, как у поверхности Земли, а значит (чисто теоретически) здесь могут быть какие-то собственные микроорганизмы. Для них, кстати, впитывающие ультрафиолет частицы могли бы стать бесценной защитой от гибельной радиации, приходящей от близкого Солнца.
Ну а глубже к поверхности условия совершенно «неземные»: грунт Венеры раскален до температуры более 460 по Цельсию; свинец здесь был бы в расплавленной форме. Да и давление тоже немалое, свыше 90 атмосфер. Но и у поверхности ученым найдется, что поискать.
Прежде всего, интересно, сохранила ли современная Венера вулканическую активность; некоторые (правда, недостаточно однозначные) свидетельства тому получены уже аппаратом Venus Express. Об этом говорит высокое содержание диоксида серы, типичного вулканического газа. Впрочем, это может быть объясняться и другой причиной — например, тем, что в отсутствие дождей атмосфера планеты до сих пор, за миллионы лет, не очистилась от этого газа, выброшенного действовавшими здесь давным-давно, но ныне погасшими вулканами.
Другие подробности о том, как исследуют скрытую под кислотными облаками поверхность Венеры, мы рассказывали в заметке «Венера под ударом».
По сообщению BBC News