Юханьгуаны в космосе: Китайская космическая программа
Точную дату запуска «Шэнь Чжоу 5» («Божественного корабля номер пять») никто не знает, но сотрудники Китайской аэрокосмической корпорации, которая разрабатывает и строит космические аппараты, утверждают, что это будет в октябре.
Военные заведуют китайской пилотируемой космической программой, о создании которой объявил Генсек Компартии Китая Цзянь Цзэминь в 1992 году. Соответственно, и секретность соблюдается совершенная. Специалисты считают, что корабль «Шэнь Чжоу» представляет собой увеличенную копию еще советской рабочей лошадки — корабля «Союз». Сегодня именно «Союзы» полностью снабжают Международную космическую станцию (МКС) всем необходимым.
20 ноября 1999 года, через 42 года после того, как СССР запустил первый в мире искусственный спутник Земли, Китай отправил в космос свой первый «Шэнь Чжоу». Ранее в этом году газета China Daily сообщила, что 14 бывших пилотов ВВС, на счету каждого из которых более тысячи часов налета, приступили к двухлетним тренировкам по программе «юханьгуанов» (то есть космонавтов). Двоих отправили в Россию, в Звездный городок. Затем они прошли недельные тренировки в вернувшемся беспилотном аппарате «Шэнь Чжоу».
В последние годы китайская программа пилотируемых космических полетов приобрела неслыханный размах. В Национальной космической корпорации работают около 230 тыс. человек. Треть из них — техники, инженеры и исследователи, а 40 тыс. — профессора и старшие инженеры. По крайней мере, так считают в Центре по нераспространению ядерного оружия при Институте международных исследований в Монтерее (Калифорния). Считается, что китайцы потратили около 19 млрд юаней на программу пилотируемых космических полетов.
На сегодня Китай успешно запускает беспилотные корабли для отработки пилотируемых полетов.
Последний из кораблей, «Шэнь Чжоу 4», приземлился во Внутренней Монголии 5 января после 162-часового полета. Предполагается, что из-за недельного празднования Дня провозглашения КНР 1 октября запуск пилотируемого «Шэнь Чжоу 5» (SZ5) отложен до второй недели октября. Капсула SZ-5 и ее стартовая часть «Чанжен-2F» еще в августе прибыли на стартовую площадку в северозападной провинции Ганьсу. С тех пор их тестировали в гигантском цехе вертикальной сборки.
У «Шэнь Чжоу», вес которого 7,8 т, три секции — орбитальный модуль, спускаемый модуль и разгонный модуль. Передняя часть (орбитальный модуль) — это место, где космонавты будут жить и работать в космосе и где будет храниться полезный груз. Модуль, который имеет отношение к научным экспериментам, должен остаться на орбите, после того как спускаемый модуль вернется на Землю. Со временем несколько модулей могут быть соединены на орбите с целью создания орбитальной станции. По сообщению агентства «Синьхуа», президент Космической корпорации заявляет, что Китай активно продвигается в деле стыковки аппаратов, создания космических лабораторий и исследования глубокого космоса. Также разрабатывается новое семейство аппаратов большой грузоподъемности, которые смогут взлетать уже через два года. Такие аппараты смогут поднять на орбиту небольшую космическую лабораторию, которую будут посещать китайские экипажи. К тому же китайцы собираются лететь на Луну. Пока — без людей.