Считаем инопланетян
Классический способ определить число цивилизаций в Млечном Пути, с которыми мы потенциально можем вступить в контакт, это уравнение Дрейка. Формулу эту Фрэнк Дрейк разработал в 1960 г. и выглядит она следующим образом:
N = R*fp*ne*fl*fi*fc*L
Здесь: R — число ежегодно появляющихся звезд в нашей галактике; fp — доля звезд, обладающих планетами; ne — среднее число планет у звезды, которые имеют подходящие для жизни условия; fl — вероятность зарождения жизни на такой планете; fi — вероятность развития жизни до разумных форм; fc — отношение планет, разумные жители которых способны к контакту и ищут его, к количеству планет, на которых просто есть разумная жизнь; L — время жизни такой высокоразвитой и готовой к контакту цивилизации.
В 1960-х Дрейк использовал для 7-ми параметров следующие значения: 10 звёзд образуется в год (R = 10); половина звезд имеет планеты (fp = 0,5); в среднем 2 планеты в системе пригодны для жизни (ne = 2); если жизнь возможна, она обязательно возникнет (fl = 1); с вероятностью 1% она разовьется до разумной (fi = 0,01); 1% цивилизаций может и хочет установить контакт (fc = 0,01); такая цивилизация, в среднем, существует 10000 лет (L = 10000). В итоге им было получено: N = 10*0,5*2*1*0,01*0,01*10000 = 10.
Оценки Дрейка были во многом взяты с потолка и на сегодняшний день для некоторых параметров существуют более достоверные значения (часто, впрочем, совпадающие со мнением Дрейка). Вот эти цифры: R = 7; fp = 0,5; ne = 2; fl = 0,33; fi = 0,01; fc = 0,01; L = 10000. Получаем: N = 7*0,5*2*0,33*0,01*0,01*10000 = 2,3.
Понятно, что многие из этих цифр выбираются чисто умозрительно, и если скорость образования звезд в галактике еще как-то можно установить, то время жизни высокоразвитой цивилизации мы можем только предполагать на основе собственного опыта. А опыт наш основан на знании о нашей собственной планете и цивилизации — то есть, на единичном, в общем-то, случае, и делать исходя из него однозначные выводы просто нельзя (иначе можно было бы поймать одного оленя и заявлять, что все, содержащее углерод, имеет рога).
Однако уравнение Дрейка можно считать хорошим упражнением в формальной логике, поскольку оно позволяет свести один слишком сложный и расплывчатый вопрос к 7-ми вопросам попроще и поточнее. Вдобавок, именно проведенный на его основе расчет долгие десятилетия позволял (и позволяет) выбивать из правительств гранты на продолжение поисков наших братьев по разуму. Среди таких попыток стоит назвать и знаменитый проект SETI (читайте о нем: «Поиски разума»), и наши собственные попытки послать сигнал «зеленым человечкам» («Достучаться до небес»). Даже правительства многих стран выпустили секретные директивы о порядке действий в случае вступления в межпланетный контакт — завесу тайны над ними приоткрывает наша статья «Когда они прилетят».
Новую оценку числу цивилизаций в нашей галактике дал молодой шотландский ученый Дункан Форган (Duncan Forgan) в своей статье «Численная модель гипотезы о внеземной жизни и разуме» (A Numerical Testbed for Hypotheses of Extraterrestrial Life and Intelligence). По мнению Форгана, ему удалось на основе появившихся за последние полвека данных внести существенные уточнения в цифры, которые использовал Дрейк для своего уравнения. Собрав и обобщив имеющиеся на сегодня данные о количестве и распределении звезд нашей галактики по массе и светимости, информацию о наличии, числе и положении планет, Форган построил компьютерную модель, на основе которой и делал затем выводы.
Конечно, если цифры о скорости формирования звезд или наличия планет заметно уточнены за последние десятилетия, то значения всех последних переменных в уравнении Дрейка во многом остаются произвольными. Так что шотландец использовал для их значений тремя общепринятыми на сегодня гипотезами.
Первый вариант — панспермия, идея о том, что «споры жизни» довольно легко переносятся с одного небесного тела на другое (о некоторых доказательствах этой теории читайте: «Большое космическое путешествие»). В этом случае уточненное уравнение Дрейка дало цифру в 37965 высокоразвитых цивилизаций в пределах нашей галактики.
Второй расчет базировался на гипотезе «уникальной Земли», сторонники которой считают, что условия, позволяющие жизни появиться, развиться и сохраниться, — чрезвычайно редки во Вселенной. С этим трудно не согласиться: нужна богатая (но не слишком) металлами долгоживущая звезда на достаточном удалении от центра галактики и других опасных источников излучения, нужна стабильная планетная система и округлая орбита твердой планеты в пределах «обитаемой зоны», и так далее, и так далее. Использование этой гипотезы привело Форгана к цифре 361 — не больше и не меньше.
Наконец, третий вариант Дункан Форган назвал «гипотезой черепахи и зайца» (Tortouise and Hare). Судя по всему, это его собственная версия, основанная на противостоящем гипотезе уникальной Земли «принципе посредственности». «Черепаха и заяц» подразумевают, что подобные Земле планеты, подходящие для жизни, весьма распространены во Вселенной, однако редкость — развитие жизни до разумных форм, тем более до тех, которые способны вступать в междупланетные контакты. В этом случае цивилизаций в Млечном Пути должно быть 31574 штуки.
В связи с этим нельзя не вспомнить известный парадокс Ферми, который в ответ на такие довольно высокие цифры вопрошает: «Если уж даже в нашей галактике так много развитых цивилизаций, почему мы не наблюдаем никаких их следов — ни зондов, ни космических кораблей, ни сигналов?» Впрочем, и у противников этого парадокса есть масса остроумных замечаний: футурология — наука весьма неточная, и только время способно дать окончательные ответы.
Возможно, еще через полвека уже седовласый Дункан Форган представит более точные расчеты уравнения Дрейка. А возможно, к тому времени они нам не понадобятся, и мы уже вступим в контакт. Если только человечество не уничтожит себя раньше, так и не узнав, есть ли у нас братья по разуму.