Почему в России всем плевать на свое здоровье: смерть культуры профилактики из СССР
Первая причина: привычка думать, что здоровьем занимается государство
В СССР забота о здоровье трудящихся, в том числе профилактика, была полностью возложена на государство. Отношения между органами здравоохранения и пациентом складывались по патерналистской модели: гражданин воспринимался как ребёнок, о котором необходимо заботиться. Он не принимал решений о своём здоровье и полностью полагался на опыт врачей.
Государству патерналистская модель была удобна: ему требовалось здоровое трудоспособное и обороноспособное население, которое можно контролировать.
Чтобы поддерживать здоровье трудящегося населения, здравоохранение в СССР решало две задачи:
1. Просвещало жителей
Соблюдение санитарных норм и здорового образа жизни в СССР пропагандировали в школах, на производствах, в кино и мультфильмах и даже в театрах. О том, как важно заботиться о своём здоровье, советским гражданам рассказывали со страниц газет, листовок и плакатов. Многие люди, заставшие СССР, помнят стены в медучреждениях, обклеенные плакатами о мытье рук, гигиене, о необходимости посещения у врача.
Эти меры не были бесполезны: самое большое количество жизней спасли не современные технологии, а гигиена. Правильное мытьё рук перед едой спасло больше человеческих жизней, чем любая другая медицинская отрасль.
2. Обеспечивало их доступной медицинской помощью
Министерство здравоохранения стремилось обеспечить медицинской помощью всё работающее население. В школах и детских садах оборудовали медицинские кабинеты, детей осматривали врачи общей практики и узкие специалисты, в том числе, стоматологи. Появлялась сеть женских консультаций (где тоже работал стоматологический кабинет), оздоровительные лагеря и система санаторно-курортного лечения.
Новорождённым делали необходимые прививки, и благодаря этой профилактической мере СССР победил натуральную оспу в 1936 году.
Одна из главных профилактических мер в советской стоматологии — фторирование водопроводной воды. Фтор — это микроэлемент, который предотвращает кариес. По данным американской стоматологической ассоциации ADA, фтор в общественных системах водоснабжения предотвращает 25% кариеса у детей и взрослых. А Центры по контролю и профилактике заболеваний США (CDC) называют фторирование воды одним из 10 величайших достижений общественного здравоохранения 20-го века.
Впервые добавлять в воду фтор начали в 1945 году в нескольких штатах США. В СССР эта мера пришла в 1960 году, а постановление о фторировании воды во всех крупных городах страны вышло только в 1972 году.
Добавление фтора в питьевую воду помогло снизить заболеваемость кариесом в СССР. К примеру, в Краснопресненском районе Москвы она снизилась на 50% по сравнению с другими районами, где воду не фторировали.
Несколько десятков лет население страны полагалось на меры со стороны компетентных органов. Трудящийся человек рассуждал так: я работаю на государство, а оно обеспечивает меня бесплатной медицинской помощью. На первый взгляд кажется, что такая система — благо. Но тот факт, что заказчиком медуслуг было государство, а не человек, не позволял пациентам влиять на качество медицины.
К примеру, в капиталистических странах клиника, в которой работают грубые ассистенты и неквалифицированные врачи, скорее всего, разорится, потому что пациенты сами выбирают, где им лечиться. Голосуя за качественные клиники рублём, пациенты помогают улучшить рынок и убрать непрофессиональных или нечестных игроков.
С распадом СССР каждый начал самостоятельно нести ответственность за своё здоровье. Государство никого не заставляло проводить вакцинацию, посещать стоматолога и ходить на медосмотры — и многие перестали это делать. Фторирование воды и другие мероприятия тоже прекратились. Страховая медицина, которая появилась в России в 1991 году, не занимается пропагандой здорового образа жизни и профилактикой.
Хотя в мире есть кейсы, которые могут послужить примером. Например, в Германии страховка покрывает стоматологическую профилактику: осмотр у стоматолога два раза в год, снятие зубного камня раз в год и скрининговое исследование на пародонтит раз в два года. Если пациент дисциплинированно проходил эти процедуры в течение пяти лет, ему компенсируют 60% стоимости протезирования зубов. Так, система здравоохранения мотивирует людей не «запускать» зубы, чтобы избежать серьёзных заболеваний.
Поскольку в России никого не заставляют заботиться о здоровье, это делают только зрелые и осознанные люди. Остальным трудно перестроиться на новую модель. Невозможно изменить отношение людей к профилактике по щелчку, на это требуется время и смена поколений.
Вторая причина: страх перед стоматологическим лечением
Советская стоматология была болезненной и временами страшной. Возможно, именно поэтому так много внимания уделялось профилактике. Вот три рядовых примера из медицинской практики 1980-х, которые сейчас кажутся вопиющими:
- Анестезию вплоть до 1984 года применяли только при удалении зуба, а остальное лечение выполняли без обезболивания.
- Диагностика, в основном, была построена на болевой реакции пациента, которому постукивали по зубам и вводили зонд (без обезболивания).
- Детей часто лечили в удержании: к ним применяли силу, привязывали к креслу и не пытались успокоить. Из-за такого травматичного опыта в СССР и России выросло несколько поколений дентофобов — людей, которые боятся лечить зубы. Основная причина дентофобии — негативный опыт в прошлом.
Хотя в 2000-е российская стоматология сильно изменилась, поколения дентофобов невольно передают свои страхи детям. К примеру, нервничают перед визитом к врачу или говорят, что «больно не будет, просто укусит комарик».
Страх перед встречей с врачом часто мешает заниматься профилактикой. Человек с дентофобией терпит до последнего и приходит к стоматологу тогда, когда от зуба почти ничего не остаётся. Лечение на поздних стадиях всегда дольше, труднее и дороже, чем на ранних. Для сравнения: в среднем, установка пломбы в Москве стоит от 4,7 тысяч рублей, а замена зуба, который не лечили годами, — от 45 тысяч рублей.
Поэтому чем дольше тянуть с визитом и реже ходить на профессиональную чистку зубов, тем вероятнее потребуется масштабное лечение.
Третья причина: низкий уровень жизни
Уровень жизни обычно оценивают по нескольким критериям, например, покупательная способность, безопасность, уровень здравоохранения. В рейтинге уровня жизни стран 2021 года Россия заняла 67 место. Это говорит о том, что многие жители страны не могут позволить себе высокотехнологичную медицинскую помощь и качественную профилактику.
Профилактика — это взгляд в будущее. Оплачивая профгигиену у стоматолога, пациент инвестирует в спокойное здоровое будущее. А когда он озабочен выживанием, последнее о чём он думает, — это инвестиции в завтрашний день.
Однако своевременная забота о здоровье помогает избежать огромных трат и «поймать» заболевание на ранних стадиях. В стоматологии профилактика — это качественная домашняя гигиена и посещение врача раз в 3 месяца для чистки и осмотра.
Но даже тем, кто не может позволить себе 4 визита к стоматологу в год, не стоит пренебрегать домашней профилактикой: тщательно и регулярно чистить зубы щёткой, ирригатором, пользоваться скребком для чистки языка, реминерализующими пастами и антибактериальной пенкой.
Современная медицина и, в частности, стоматология, стремится к стандарту 4P
Она должна быть:
- Профилактической — не тушить пожары, а устранять факторы возгорания.
- Парсипативной — пациент должен быть вовлечён в процесс лечения и профилактики. Ни один врач не сможет приходить к пациенту домой и заставлять его чистить зубы.
- Предикативной — предсказывать, с какими проблемами пациент может столкнуться в будущем.
- Персонализированной — врач должен учитывать индивидуальную картину, а не ориентироваться только на статистические данные.
Такая комбинация поможет врачам и пациентам достигать более высоких результатов. Но для этого и одной, и другой стороне придётся меняться. Пациентам придётся брать ответственность за своё здоровье и не прятаться от проблем.
А как вы считаете, есть ли ещё факторы, из-за которых в России пока не сформировалась культура заботы о своём здоровье?
Материал подготовлен сетью стоматологических клиник «Белая радуга»
Главврач сети стоматологических клиник «Белая радуга» Антон Артёменко постоянно объясняет пациентам, как своевременная забота о здоровье помогает избегать стресса и расходов. Но далеко не все готовы менять свой образ жизни. Разберемся, почему так происходит.