Пищевая революция: как технологии меняют наш рацион

Еда — это основа жизни, наш вечный спутник и проводник. История помнит самые разные пищевые привычки, но если раньше основы питания строились на относительно рефлекторном потреблении, то сегодня в моду входит осознанность и здоровый образ жизни.
Пищевая революция: как технологии меняют наш рацион

Урбанизация и технологический прогресс серьезно изменили жизнь человека и прочно вошли в повседневность. В современных реалиях наиболее востребованным ингредиентом в нашем рационе стали технологии — об этом свидетельствует рост инвестиций в агро-продовольственную промышленность, а также в инновационные проекты, связанные с едой. По данным венчурного фонда Fuel for Growth инвестиции в этот сектор экономики в мире за 2021 год выросли в три раза и составили 28,8 миллиардов долларов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Можно сказать, что сейчас мы стоим на пороге появления совершенно новой «пищевой» культуры, которая объединяет в себе сразу несколько научных направлений: пищевую химию, генетику, микробиологию, инженерию, цифровые технологии и даже, в некотором смысле, философию.

Попробуем разобраться, что же такое пищевые технологии или фудтех? Если говорить просто, это все то, что связано с производством, хранением, логистикой и переработкой еды. Отрасль включает такие разные сферы деятельности, как, например, выращивание овощей и фруктов на небольших площадях в вертикальных теплицах или создание искусственного мяса из клеток коров. К фудтеху относятся и мобильные приложения, помогающие подобрать меню, если у пользователя аллергия. Здесь же и решения для автоматизации ресторанного бизнеса: от приема заказов и контроля качества до прогнозирования продаж и снижения количества отходов. А доставка еды сегодня стала одной из самых быстроразвивающихся экосистем, привлекающих наибольшее количество инвестиций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Заказ через...

Агентство Business of Apps подсчитало, что мировой рынок фудтех-сервисов к концу 2021 года вырос до 120 миллиардов долларов, увеличившись более чем втрое с 2015 года. И такой рост легко объяснить — причиной тому пандемия.

Почти два года люди по всему миру были вынуждены просидеть дома. Миллионы, буквально, в одночасье вдруг начали заказывать продукты, учиться готовить, экспериментировать на кухне и по-настоящему следить за тем, что они едят — за считанные месяцы доставка стала спасательным кругом как для обычных людей, так и для ресторанного бизнеса. Тут то на сцену и вышли фудтех-стартапы: Doordash, Postmates, Grubhub, UberEats, Яндекс.Еда, Delivery Club и др.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня приложения этих сервисов по доставке уютно соседствуют с социальными сетями и сервисами по вызову такси и, кажется, что так было всегда... Но на самом деле мы вместе всего-то пару лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Боты, ПО и «умные» печи

С развитием сервисов доставки выросли и требования потребителей к качеству продуктов питания, к экологичности производства и упаковки, а также к удобству самой покупки. Новые предпочтения потребителей подтолкнули производителей к новым решениям.

В стремлении удовлетворить запросы аудитории, компании по всему миру начали использовать все больше технологий для производства высококачественной продукции — они стали оцифровывать свои производственные цеха с помощью робототехники, использовать роботов для приготовления пищи или для продвижения электронной коммерции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так, например, американский стартап Orderscape начал создавать ресторанных голосовых ботов, которые работают сегодня с Amazon Alexa и Google Assistant, а французский стартап Qualizy разработал удобную платформу для автоматизации соблюдения требований безопасности пищевых продуктов в ресторанах.

Есть активные игроки и на отечественных просторах. Например, поставщики фермерских продуктов ВЛАВКЕ, агрегатор кейтеринга CaterMe, сеть автоматических киосков и микромаркетов Hello Foody!, онлайн-сервис для бронирования мест в ресторанах Le Click и др. В Qummy разработали технологию «умного льда», позволяющую замораживать блюда без потери качества. Роботизированная «умная» печь, самостоятельно их доготавливает, считывая QR-код, что исключает ошибки из-за человеческого фактора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подобных проектов вокруг нас сегодня десятки, если не сотни. А в ближайшем будущем их, скорее всего, станет еще больше...

Но фудтех не ограничивается только доставкой, усовершенствованием производств и возможностями хранения продуктов.

Альтернативная еда

Казалось бы, каких-то десять лет назад ассортимент альтернативной еды сводился, буквально, только к одной сое, которая чаще всего вообще не имела никакого вкуса. А что мы имеем сейчас? Тысячи ресторанов и супермаркетов предлагают покупателям растительный сыр и всевозможное молоко, в меню и на витринах появляются «не рыбная» рыба и «не мясное» мясо. Причем многие из этих продуктов действительно обладают приятным вкусом, не говоря уже о полезных веществах, содержащихся в них.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По данным экспертов, культивированное мясо, растения, съедобные насекомые и продукты на основе микопротеинов (одноклеточный белок, полученный из грибов) в настоящее время являются основными альтернативными источниками белка. Boston Consulting Group (одна из самых влиятельных консалтинговых фирм в области бизнес-стратегий в мире) прогнозирует, что объем рынка альтернативных продуктов составит $290 млрд к 2035 году, а искусственное мясо так, вообще, будет занимать 60% мясного рынка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди производителей продуктов-заменителей растительного содержания уже появились настоящие гиганты — например, американские компании Beyond Meat и Impossible Foods. И в этом плане, американцы, конечно, впереди планеты, но и в других странах постепенно появляются свои герои — и Россия далеко не исключение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К примеру, на нашем рынке не так давно случился настоящий ажиотаж вокруг растительного молока — и это глобальное явление. Несомненным лидером и первооткрывателем отечественного растительного «молока» стала компания Сады Придонья совместно с брендом Nemoloko. С заменителями мяса примерно такая же история — сегодня в России альтернативное мясо производят около 20 компаний — причем среди них не только веганские проекты, но и крупные мясоперерабатывающие компании. Яркими игроками здесь являются двухлетний стартап Welldone, уже привлекший 1,5 миллионов долларов и крупный производитель удобрений «Уралхим», вложивший 300 миллионов рублей в переработку желтого гороха.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Приложения-помощники

Любопытный факт, но целевая аудитория альтернативных продуктов — это не вегетарианцы и веганы, а миллениалы и другие категории населения, просто интересующиеся здоровым и экологически безопасным питанием. То есть тренд на здоровую пищу, буквально, налицо. Но одно дело хотеть питаться правильно, а другое — реально это делать.

И тут на помощь человеку снова приходят технологии. Современные приложения позволяют не только отслеживать калорийность продуктов, но и предлагают различные программы питания и рационы. Так что теперь вместо того, чтобы часами сортировать информацию в интернете или вручную регистрировать потребление пищи можно просто установить приложения Fooducate и Easy Diet Diary (есть и другие), которые сделают всю тяжелую работу за вас. Кроме того, на самих продуктах стали появляться QR-коды, содержащие информацию о месте происхождения продукта, сроке годности и т.п. — что тоже весьма облегчает жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вывод напрашивается один: за пищевыми технологиями будущее. Фудтех несомненно уже изменил способ производства и потребления продуктов питания, и это направление будет только развиваться... Популяция Земли растет и к 2050 году население планеты может увеличиться на 2 млрд человек, которых предстоит чем-то кормить. Следовательно, в долгосрочной перспективе фудтех будет играть решающую роль и иметь большое влияние на всю пищевую промышленность и государственную политику в целом.

Материал подготовлен компанией «Qummy»