Исследование показало, что доход семьи влияет на развитие мозга младенцев
Доход семьи неоднократно связывался с развитием ребёнка в прошлых наблюдениях. Но исследователи впервые нашли прямые экспериментальные доказательства того, как уровень дохода влияет на развитие ребенка.
Выводы получены из продолжительного исследования, известного как «Первый год ребёнка». В нём делается попытка оценить, как сокращение бедности может повлиять на когнитивный и эмоциональный рост младенцев.
«Нам уже много лет известно, что бедность подвергает детей риску низкой успеваемости в школе и ухудшению здоровья, — объясняет нейробиолог Кимберли Ноубл из Колумбийского университета. — Однако до сих пор мы не могли сказать, вызывает ли сама бедность различия в развитии детей, или же взросление в бедности просто связано с другими факторами, вызывающими эти различия».
Тысяча малообеспеченных матерей в США были привлечены к исследованию вскоре после рождения их детей. Этим родителям случайным образом давали либо 333 доллара в месяц, либо 20 долларов в месяц в виде безусловных денежных выплат в течение первых четырёх лет жизни их ребенка.
К сожалению, исследователи смогли измерить электрическую активность мозга детей только в 435 семьях. Всё из-за коронавируса. Но, несмотря на небольшой размер выборки, данные показывают, что финансовая поддержка малообеспеченных матерей может напрямую изменить активность мозга младенцев в первый год жизни.
Дети, чьи матери получали более высокие денежные выплаты, имели более высокую частоту мозговой активности, чем те младенцы, чьи матери получали меньше.
«Все здоровые мозги формируются в зависимости от окружающей среды и опыта, и мы не говорим, что у какой-то группы мозг "лучше", — говорит Ноубл. — Но из-за рандомизированного подхода к этому исследованию мы знаем, что 333 доллара в месяц, должно быть, изменили детское восприятие или окружающую среду, и что их мозг адаптировался к этим изменившимся обстоятельствам».
Из-за характера исследования авторы до сих пор не знают, какие факторы окружающей среды могли вызвать более высокие частоты мозговых волн, наблюдаемые в ходе испытания. Теперь они выясняют, повлияли ли на результаты домашние расходы, поведение родителей, отношения в семье или семейный стресс.
Какова бы ни была причина (или причины), влияние денег на развитие нервной системы ребёнка оказывается очень сильным. Различия между двумя группами были «по величине аналогичны тем, о которых сообщалось в крупномасштабных образовательных мероприятиях», — говорит экономист Грег Дункан из Калифорнийского университета в Ирвине.
Авторы надеются, что их результаты однажды послужат основой для более эффективной политики борьбы с бедностью.
В это исследование тоже вторглась пандемия. Но промежуточные выводы уже можно сделать.