Как победить прокрастинацию в обучении

Термин «прокрастинация» использовался еще в Оксфордском словаре 1548 года, но полноценная работа на эту тему откладывания дел появилась в 1977 году — психолог Поль Рингенбах представил общественности книгу «Прокрастинация в жизни человека». Сейчас это понятие на слуху почти у всех: наверняка вы тоже ловили себя на откладывании крайне важной работы, которую нужно было сделать еще вчера. Заядлых прокрастинаторов не пугают даже серьезные последствия их решений: иногда такое поведение приводит к потере работы или отчислению из института.
Как победить прокрастинацию в обучении
Magnet.me, Unsplash

Особенно подвержены прокрастинации студенты. Исследование, проведенное на кафедре психологии и образования ДВФУ, показало: 56% учащихся сталкиваются со средней степенью прокрастинации, 27% — с высокой, и лишь 16% почти не имеют с ней проблем. Портал ТОПКУРСОВ решил разобраться в причинах прокрастинации и способах борьбы с ней.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Прокрастинация с точки зрения науки

Научное определение прокрастинации в журнале «Вестник психологии» звучит так: игнорирование и откладывание задач, дел и поручений, приводящее к сложностям в учебе или работе, а также неприятным психологическим эффектам. Человек, страдающий прокрастинацией, не получает от этого никакого удовольствия: даже если он отдыхает, гуляет или проводит время с семьей, важные дела висят над головой как Дамоклов меч и отравляют всю радость. Прокрастинацию часто называют ленью, но это неверно.

По данным портала РАМН, такого понятия, как лень, вообще не существует. Точнее, термин есть, а вот участков мозга, которые бы могли генерировать такое состояние, нет. «Просто ленивым человеком» можно назвать разве что Емелю на его печи или главного героя романа «Обломов», но образ жизни и мышления всегда имеет под собой психологические или социальные причины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поскольку лени не существует, механизм прокрастинации указывает на то, что внутри человека происходит сильное сопротивление запланированным действиям. Например, умом он понимает, что нужно бы сбросить вес и с понедельника начать ходить в тренажерный зал, но срабатывают такие факторы:

  • страх оказаться в одном помещении с более красивыми людьми;
  • страх насмешек;
  • боязнь, что ничего не получится;
  • неготовность так круто менять свою жизнь.

В итоге понедельники проходят один за другим, но ничего не меняется. Человек удивляется — какой же он все-таки ленивый и безвольный! Но на самом деле нужно сперва разобраться с истинной причиной прокрастинации и устранить ее, а уже затем приступать к действиям. То же самое касается студентов, которые с удивительным упорством прогуливают пары или саботируют зачеты, часто будучи при этом умнее своих одногруппников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Adrian Swancar, Unsplash

Причины прокрастинации у студентов

Исследование ДВФУ показало: степень прокрастинации не зависит от специальности или общего направления учебы: дела откладывают и там, и там. Рассмотрим истинные причины этого явления у студентов.

Страх неудачи

Здесь прокрастинация развивается через механизм тревожности. Мозг тревожного человека буквально не может находиться в неопределенности — для него это колоссальный стресс. Даже если события могут развиваться любым образом, тревожный студент будет везде видеть наихудший сценарий, который проще сразу саботировать. Какой смысл прикладывать усилия, если исход и так ясен? Если таким людям все же удается окончить учебу, они начинают срывать собеседования, ведь им прекрасно известно, что рекрутеры выберут другого кандидата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выученная беспомощность

В отличие от страха неудачи, здесь работает не активное тревожное, а депрессивное начало. Человек как бы плывет по течению и привыкает к тому, что ему ничего не удается, поэтому даже не пытается ничего менять. Такое может произойти со студентом, который несколько раз получал плохую оценку, хотя хорошо готовился к занятию. Склонность к депрессии обостряет восприятие неудач, и человек видит их как закономерность.

Чаще всего при выученной беспомощности люди прекрасно понимают, что и когда они должны сделать (например, нужно сдать зачет строго до конца месяца), но все равно не находят в себе силы начать действовать. В результате депрессивные состояния только усугубляются за счет чувства вины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Падение вознаграждения

Наш мозг устроен таким образом, что работать он готов только ради награды. Чем значимее для него эта награда, тем с большим энтузиазмом человек примется за работу. Правда, с течением времени ценность одной и той же награды очень сильно падает. Например, маленький ребенок с удовольствием выполнит поручение за сладости, игрушку или небольшую сумму денег (вспомните свои первые заработанные деньги и эмоции от них!), а взрослый человек быстро привыкает даже к высокой зарплате.

У студентов мотивация может быть другой:

  • признание успеха другими людьми (одногруппники, преподаватели);
  • будущий успех (после окончания онлайн-курсов его ждет новая интересная работа);
  • внутреннее удовлетворение от своих действий (он сделал все максимально хорошо).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если ни одна из перечисленных мотиваций не работает, студент будет прокрастинировать. Вероятно, наиболее распространенная причина — неинтересная специальность. Сложно мотивировать себя успехом в той сфере, которая совершенно не вызывает восторга.

Siora Photography, Unsplash

Перфекционизм

Студент, склонный к «параличу перфекциониста», точно знает, как работа должна быть выполнена. Конечно, достигнуть идеала не получится, и он это тоже знает, потому что уже не раз пробовал. Такой человек предпочтет даже не начинать, поскольку любая активность приводит к неправильному (для него) результату.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нарушение целеполагания

В этом случае взрослый человек начинает действовать по детскому принципу: легко загорается идеями, берет много целей и начинает реализацию с самых легких и интересных. Важные дела копятся, а студент начинает жаловаться на трудности с концентрацией. Примечательно, что в остальном люди с нарушением целеполагания могут вести себя ответственно и взросло. Просто у них в голове все работает «сканер», заточенный под поиск новых интересных идей.

Как победить прокрастинацию

Самый простой и бессмысленный совет — брать и делать. Человек и сам прекрасно понимает, что и как ему нужно сделать, но некоторые механизмы психики тормозят переход к действию. Это такая же бессмыслица, как советовать «не бояться» аэрофобу или «не курить» курильщику.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разберем решение проблемы по шагам

1. Выявить причину проблемы

Осознать проблему и понять ее — это уже полдела. Например, если студент понимает, что у него «паралич перфекциониста» и осознает это в момент ступора, у психики появляется возможность принять решение и все же дать сигнал к действию. То же касается страха неудачи и других психологических причин прокрастинации.

2. Делайте то, что вам действительно интересно

Неинтересные дела и правда отнимают очень много ресурса. И если некоторых не избежать (оплата коммунальных услуг, общение с налоговой), то вот работу или учебу стоит выбирать, исходя из своих интересов. Даже если вы уже учитесь или закончили ВУЗ, сейчас есть возможность получить новую профессию через Интернет: пройти курсы онлайн-обучения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Портал собрал самые интересные программы от российских онлайн-школ. Удаленно можно получить не только интересную, но и востребованную профессию с хорошей оплатой. Например, в Москве web-дизайнеру предлагают от 60 000 до 200 000 рублей — данные с hh.ru. Возможностей реализовать себя очень много!

Brooke Cagle, Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

3. Договориться с собой

Опираясь на причину, попробуйте договориться с собой.

Например:

  • сделать работу так хорошо, как я смогу, но не идеально (перфекционист);
  • вспомнить, что исход часто бывает благоприятным и шансы минимум 50/50 (страх неудачи и выученная беспомощность);
  • разобраться, зачем вы учитесь на самом деле (падение вознаграждения);
  • определить самые важные дела и цели (нарушение целеполагания).

Использовать целеполагание и тайм-менеджмент

Те инструменты, которые для других людей просто удобны, прокрастинаторам жизненно необходимы.

Используйте списки целей и дел на месяц/неделю/день, а также:

  • заведите привычку записывать все дела и отмечать выполненные;
  • введите распорядок дня;
  • вставайте и ложитесь примерно в одно время;
  • определите период максимальной продуктивности и назначайте на это время важные дела;
  • развивайте волю (спорт, различные марафоны) и учитесь соблюдать договоренности;
  • пробуйте разные методики повышения продуктивности (например, «метод помидора»).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За выполненные в срок дела награждайте себя свободным временем, изысканной пищей (вместо фастфуда или сладостей лучше приготовить себе вкусный ужин), прогулкой, занятиями любимым делом, игрой с домашним животным.

Прокрастинация — не просто лень, а нарушение механизмов психики. Она приводит к перманентному чувству вины и бессилия, а также реальным проблемам в учебе и работе. Победить прокрастинацию поможет осознание проблемы, договоренность с собой, применением методик тайм-менеджмента и планирования, а также поиск интересных занятий, которые можно сделать основным делом своей жизни.