Большое мусорное пятно: чем знаменит тихоокеанский остров из пластика и кто там живет
В своей статье ведущий автор и морской эколог Линси Харам, бывший научный сотрудник Смитсоновского центра экологических исследований (SERC), подводит итоги морских видов, которые решили назвать океанический «мусорный участок» своим домом. В своих наблюдениях Харам и его коллеги отмечают, что происходит сдвиг в составе видов океанических беспозвоночных с появлением все большего разнообразия прибрежных видов, способных занимать эти «пластиковые плоты».
В эти сообщества входят виды анемонов, гидроидов и креветкообразных амфипод. Команда называет новые сообщества неопелагическими, от neo − «новый» и «пелагический», то есть относящийся к открытому океану, а не к прибрежным водам.
Исторически сложилось так, что виды океанических беспозвоночных были в основном нейстонами − небольшими организмами, прикрепляющимися к верхней или нижней стороне поверхностной пленки океана. Они также обитают на плавающих бревнах, водорослях и даже в других морских животных. Появление организмов может нарушить экосистему, которая и без того уязвима и испытывает нехватку ресурсов.
«Прибрежные виды напрямую конкурируют с океаническими», − говорит Харам. «Они соревнуются за пространство. Они соревнуются за ресурсы. И эти взаимодействия очень плохо изучены».
Ученые уже поняли роль «плотов» (семян, деревьев, водорослей, пемзы) в распространении прибрежных и континентальных видов на большие расстояния в океане. Считается, что именно этот процесс стал причиной колонизации Галапагосских островов морской игуаной (Amblyrhynchus cristatus), чьи предки были родом из Южной Америки.
Но этот сплав был временным процессом из-за биоразлагаемой природы таких объектов. Однако с широкомасштабным внедрением пластмасс в окружающую среду человеком пластиковые плоты предоставляют постоянную возможность прибрежным видам пересекать океанические бассейны и являются долгосрочным домом для колоний в открытом океане.
Введение прибрежных видов в открытый океан представляет собой сдвиг парадигмы в понимании морской биогеографии по нескольким причинам. Обширные участки открытой воды долгое время считались физическим и биологическим барьером для распространения видов, за исключением спорадических климатических явлений, которые вызывают создание большего количества возможностей для рафтинга.
«Эта ситуация больше не соответствует действительности, поскольку подходящая среда обитания теперь существует в открытом океане, и прибрежные организмы могут как выживать в море в течение многих лет, так и воспроизводиться, что приводит к самоподдерживающимся прибрежным сообществам в открытом море», − отмечают авторы бумажная записка.
Кроме того, существование самоподдерживающихся прибрежных морских сообществ в открытом океане могло бы предоставить этим видам и другим морским видам временное убежище перед их распространением в новые прибрежные места обитания. Харам и ее коллеги считают это особенно тревожным, поскольку множество новых сред может стать восприимчивым к инвазивным видам.
Понимание множества абиотических факторов, которые могут повлиять на успех прибрежных сообществ в открытом океане, также важно. Одно можно сказать наверняка: по мере роста человеческого спроса и производства пластика (исходя из текущих тенденций, по оценкам ученых, к 2050 году совокупный глобальный объем пластиковых отходов может превысить 25 миллиардов метрических тонн), у прибрежных видов будет по-прежнему открываться множество возможностей совершить свое первое морское путешествие.
Морские животные понемногу осваивают мусорный биом, созданный благодаря деятельности человека.