Проигрышная тактика: ученые объяснили, почему не стоит менять полосу движения в пробке, чтобы быстрее добраться до места
Все мы хотя бы раз в жизни опаздывали на важную встречу и внезапно оказывались в пробке. Стремясь быстрее добраться до места назначения, мы начинали «скакать» между полосами движения в надежде попасть в тот поток, который движется быстрее. Но действительно ли это помогает выехать из пробки раньше?
Ученые из Торонтского университета (Канада) провели исследование, в ходе которого смоделировали, как постоянная перемена полосы движения влияет на время в пути. В модели они использовали две полосы движения, по которым автомобили двигались примерно с одинаковой скоростью.
Исследователи пришли к выводу, что автомобилисты, ехавшие более агрессивно, то есть, постоянно перестраиваясь из одной полосы в другую, добрались до места назначения примерно в то же время, что и водители, терпеливо стоявшие в одной и той же полосе. При этом шанс, что первые попадут в аварию во время очередного маневра, увеличивался.
Но почему же так произошло? Ведь когда мы меняем полосу движения, мы должны медленно, но верно ускоряться по сравнению с теми, кто так не делает. Оказывается, все работает не совсем так.
Канадские ученые пришли к выводу, что водителю кажется, будто машины в соседней полосе едут быстрее из-за оптической иллюзии. Поскольку вы стоите неподвижно на одной полосе, вам кажется, что автомобили рядом с вами едут с большей скоростью, но на самом деле оценить реальную скорость движения можно только с обочины дороги.
Ирония заключается в том, что постоянные попытки пролезть в более быструю полосу движения только усугубляют автомобильные пробки. Дело в том, что даже перестройка одного водителя становится причиной образования так называемой «фантомной» пробки.
В те моменты, когда на дороге нет очевидных заторов в виде сломавшейся машины или аварии, «фантомные» пробки возникают из-за мелких перестроек в движении, которые нарушают его размеренность. В этой ситуации водитель, который захочет перестроиться на другую полосу, вынудит притормозить машины, которые едут за ним, и далее это породит цепную реакцию, и затормозит уже не одна, а несколько автомобилей.
Как правило, такие «фантомные» пробки практически невозможно предсказать или предотвратить, поскольку они зависят от внезапных решений участников движения. Ведущий поставщик услуг информирования о трафике и сервисов для водителей американская компания INRIX подсчитала, что пробки в одних только США обходятся в миллиарды долларов каждый год из-за снижения производительности сотрудников, которые застревают в них.
Москва часто попадает в рейтинг городов с самыми большими в мире пробками. В 2018 году она стала мировым лидером по степени загруженности дорог по мнению той же исследовательской компании INRIX. Специалисты тогда подсчитали, что москвичи за девять дней проводят в пробках около 210 часов.
В связи с этим канадские исследователи поделились одной простой рекомендацией — когда вы едете в потоке машин, старайтесь двигаться с одной и той же скоростью, чтобы своим торможением или ускорением не создать «фантомную» пробку.
А для большей наглядности делимся видео, в котором показано, как поведение на дороге может спровоцировать возникновение пробки.
Ученые рассказали, почему не стоит менять полосу движения в пробке, даже если кажется, что по ней машины движутся быстрее