Темное бессмертие: Вечно молодые звезды
«Такие звезды могут быть "заморожены" на время, большее, чем все время существования Вселенной, — утверждает французский астрофизик Жанфранко Бертон (Gianfranco Bertone). — И их вполне можно найти где-нибудь в центре Млечного пути».
Действительно, считается, что часть из первых звезд, появившихся во Вселенной, образовались глубоко в плотных скоплениях темной материи. Эта таинственная субстанция недоступна непосредственным наблюдениям, но проявляет себя некоторыми косвенными эффектами — например, гравитационным влиянием на видимые объекты. Считается, что темная материя составляет 23% массы Вселенной, обычной материи в ней — только 4%, а львиную долю занимает темная энергия.
Гипотеза суперсимметрии предполагает, что элементарные частицы бозоны и фермионы (составляющие основу более «крупных» частиц — кварков, фотонов
Благодаря этому звезда, «набравшая» достаточные объемы темной материи, будет испускать излучение, но для этого не будет нуждаться в расходовании собственного термоядерного топлива — водорода. Она как бы «застынет» в определенном возрасте. Ранее ученые уже проводили теоретические опыты, в которых было показано, что в таком состоянии звезда может оставаться сотни тысяч лет, прежде чем исчерпает это «дополнительное» топливо темной материи и вернется к использованию собственного, как и остальные собратья. Однако новые исследования, проведенные командой Бертона, показывают, что если первые звезды зарождались в областях особенно плотных скоплений темной материи (например, поблизости от центра крупной галактики), они могут «оставаться молодыми» дольше, чем существует Вселенная. Иначе говоря, бесконечно.
Бертон с коллегами почти уверены, что где-то должны обнаружиться такие звезды, образовавшиеся многие миллиарды лет назад, еще в ранней Вселенной, и сохранившиеся молодыми до сих пор. И уверены, что их можно найти: такая звезда, по их расчетам, должна отличаться большими размерами и меньшей температурой, чем ее собратья той же массы и состава. Возможно, мы уже знаем несколько таких звезд, просто не сумели правильно их оценить.
А сделать это стоит, ведь тогда мы не просто сумеем подтвердить расчеты французских теоретиков, но и получим важное свидетельство в пользу гипотезы суперсимметрии, которая вносит серьезные коррективы в существующую стандартную модель физики элементарных частиц.
Интересно, что влиянию темной материи могут подвергаться вовсе не только те, древние звезды, но и любые звезды сегодня. Достаточно оказаться в окрестностях с плотным ее скоплением, чтобы, к примеру, давно мертвый белый карлик заполыхал с невиданной силой.
Напомним, кстати, об обнаружении целой галактики, которая состоит из одной только темной материи. Читайте: «Что есть там, где ничего нет».
По публикации The New Scientist Space