Цукерберг создает метавселенную. Будет ли она безопасной?
Что можем наблюдать сегодня?
Все большее количество интернет-сервисов и страниц требуют регистрации. Это выгодно их владельцам, так как получая данные об аудитории, они могут эффективнее с ней взаимодействовать. Человек при регистрации вводит почту, имя и пароль. Иногда требуются еще фотография и данные паспорта, например, на портале государственных услуг.
Для упрощения процедуры регистрации многие продукты уже не требуют вводить о себе какие-либо данные — достаточно войти через профиль, созданный в другом сервисе: в почте, в социальной сети или на том же портале Госуслуг. При этом пользователь не выбирает, какие данные предоставить, - алгоритмы делают это за него.
Что касается контроля за распространением личной информацией, то здесь ситуация непростая. Еще в 2018 году прогремела новость о том, как Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) тайно передавал данные о пользователях другим компаниям. Кроме того, часто рядовые сотрудники, пользуясь доверием к ним, нелегально перепродают информацию о клиентах без ведома работодателя. Не говоря уже о случаях, когда злоумышленники взламывают базы данных крупных компаний.
Что изменится с появлением метавселенной?
Технологии будущего безусловно дадут людям новые возможности, и уже сегодня можно представить, какими они будут. Вообразите, что у каждого бренда, блогера или офиса появится свое виртуальное пространство, куда люди будут заходить, используя цифровые аватары. Через них посетителей станут идентифицировать, строить предположения о характере, предпочтениях, вкусах. В некоторых пространствах, например, для работы и проведения важных встреч, будет необходимо использовать копию настоящего лица для демонстрации хорошего тона. В других – копию тела. Представьте виртуальный магазин с цифровыми двойниками одежды – здесь точные пропорции вашего тела будут как нельзя кстати.
Несложно предположить, что если сегодня пользователь авторизовывается на сайтах с помощью профиля Google, то в будущем, например, для входа в виртуальный магазин, он станет авторизовываться с помощью точной копии себя – своего аватара. А теперь, с учетом всего вышесказанного, стоит задуматься, насколько безопасным будет наше будущее?
Решение блокчейна
Несмотря на скептицизм в ответах на подобный вопрос, стоит отметить, что решение есть. Оно лежит в области блокчейн-технологии, которая предполагает, что никто, кроме пользователя, включая разработчиков приложений, не владеет его данными. Вместо того чтобы храниться у частных компаний, информация зашифровывается и дробится между множеством серверов с совершенно разными владельцами.
Теоретически, если пользователь сам не передаст ключи доступа к ней и не позволит взломать свое устройство, никто другой не сможет использовать его персональные данные. Подобные решения уже существуют, когда зашифрованная в блокчейне информация используется для авторизации в блокчейн-приложениях. Она может содержать как имя пользователя, так и все данные аватара. Похожий алгоритм, например, используется в Near Protocol – блокчейн-сообществе, преследующем идеалы независимости в интернете. Многие эксперты сходятся во мнении, что только с проникновением подобных технологий возможно существование метавселенной.
При равномерном и последовательном развитии продуктов в рамках интернета будущего, уровень безопасности не только не снизится, но, может, и увеличится. Но в то же время стоит взять на заметку, что идеальное стечение событий редко встречается в истории, поэтому бизнес-сообществу и разработчикам нужно стремиться развивать продукты сообща.
Материал подготовлен компанией Twin3D
Метавселенная представляется сейчас тем, что изменит современный интернет. Но это не значит, что она его заменит – скорее, привнесет в него новые принципы, идеи и возможности. Как минимум в сотни раз увеличатся производственные мощности процессоров, беспроводной связи, объемы передаваемых данных. Вместе с этим личная информация, которой придется делиться, чтобы пользоваться всеми благами метавселенной, будет также совершенно другой.