Воскрешение в пробирке: вымершие животные, популяцию которых люди пытаются возродить с помощью генетики
Букардо
Каких животных пытаются воскресить ученые, есть ли успешные случаи? Первым вымершим видом, который – с большими оговорками – смогли восстановить в лабораторных условиях, стал букардо, один из подвидов пиренейского горного козла. Это животное, обитавшее в Пиренеях на территории Испании и Франции, было истреблено охотниками на исходе ХХ века. В 1989 году ученые насчитали в дикой природе около десяти букардо, а в 2000 году погибла последняя представительница вида, самка Селия.
Генетический материал был взят у Селии в 1999 году еще при ее жизни – ученые заморозили образцы ее кожи. Это дало возможность попытаться воскресить вымерший вид вид путем клонирования с использованием домашних коз. ДНК букардо помещали в яйцеклетки коз, откуда предварительно удаляли собственный материал, а затем эмбрионы подсаживали суррогатным матерям-козам.
Воскрешение вымершего вида проводилось несколькими испанскими исследовательскими институтами в партнерстве с Университетом Льежа (Франция) при поддержке Национального института аграрных и агропродовольственных исследований Испании. Было проведено две серии экспериментов. На первой ученые получили 54 эмбриона и подсадили их 13 козам. Две из них забеременели, но у обоих случились выкидыши на ранних сроках (около 45 дней). В ходе второй серии 154 эмбриона подсадили 44 козам, забеременели пять, и у одной 30 июля 2003 года родился козленок. Возможно, шанс на успех повысил тот факт, что суррогатная мать была не чистокровной домашней козой, а помесью с другим подвидом пиренейского козла.
Новорожденная козочка – детеныш оказался самочкой – появилась на свет с помощью кесарева сечения и весила около двух с половиной килограммов. К сожалению, прожила она меньше десяти минут: у нее оказалась серьезная неоперабельная патология легких. Несмотря на это, сами ученые оценивали результаты эксперимента по воскрешению этого вымершего вида как положительные и намеревались усовершенствовать технологию – правда, никаких новостей об успехах в возрождении букардо с тех пор больше не было.
Странствующий голубь
Среди животных, которых пытаются воскресить ученые, числится странствующий голубь. Его датой исчезновения считается 1 сентября 1914 года – в этот день в зоопарке Цинциннати (Огайо, США) умерла последняя голубка по кличке Марта. Однако в природе этот вид исчез перестал существовать еще раньше – последнюю дикую птицу застрелили в 1900 году.
Между тем до XIX века в Америке обитала огромная популяция странствующих голубей – по разным данных, от трех до пяти миллиардов. Основной причиной ее вымирания считается хищническая охота. Голубей действительно убивали целыми стаями ради вкусного и дешевого мяса, но это лишь один из множества факторов. Недавние исследования позволили сделать вывод, что роковую роль сыграло еще и то, что странствующие голуби привыкли жить огромными стаями. Это способствовало быстрому распространению болезней, негативных мутаций, а также низкая приспосабливаемость к меняющимся условиям – урбанизации, вырубке лесов и т.п. Воскрешение этого вымершего вида – небыстрое дело.
Странствующий голубь стал одним из первых и основных кандидатов на восстановление – работа над воскрешением вымершего вида началась в 2012 году в США в рамках проекта Revive & Restore. За основу взят родственный вид – полосатохвостый голубь (Patagioenas fasciata). Программа восстановления состоит из пяти этапов. Первый отведен под расшифровку и сравнение геномов этих двух видов. В настоящее время исследование находится именно на этой стадии – код ДНК странствующего голубя уже секвентирован, в результате были получены примерно 1,1 млрд спаренных оснований. Однако сейчас геном представляет собой просто цепочку – отдельные гены и генные регуляторы пока неизвестны, и исследователям только предстоит их идентифицировать.
На втором ученые определят, какие именно гены в геноме полосатых голубей нужно будет отредактировать, на третьем пройдет собственно редактирование. В результате воскрешения этого вымершего вида должны появиться птицы, внешне идентичные полосатым голубям, но с новым геномом, а уже после спаривания этих птиц появятся возрожденные странствующие голуби. Четвертый этап предполагает разведение странствующих голубей в неволе, а на пятом их планируется под наблюдением выпустить в дикую природу.
Наибольшие сомнения вызывает последний этап – они связаны с уже упоминавшейся привычкой странствующих голубей жить в огромных стаях. Скептики утверждают, что даже если выпустить в дикую природу небольшие популяции особей воскресшего вымершего вида, они все равно в ней не выживут. Однако разработчики проекта верят, что это препятствие преодолимо за счет восстановления лесов, которое ведется уже сейчас.
Мамонт
Совсем недавно, в сентябре 2021 года, тема воскрешения этого вымершего вида вновь вызвала всплеск интереса. Доктор Джордж Черч, главный идеолог этого проекта по восстановлению шерстистых мамонтов, наконец-то получил финансирование – несколько коммерческих спонсоров выделили 15 млн долларов, что позволит если не воплотить идею в жизнь, то хотя бы сделать первые шаги.
Впервые Черч озвучил свои планы по воскрешению этого вымершего вида животных в 2013 году, рассчитывая взять за основу генетический материал азиатского слона. Одна из проблем заключается в том, что генетический материал шерстистых мамонтов до нас не дошел. Поэтому сначала придется отредактировать геном слона, заменяя последовательности ДНК и приближая его к геному мамонта – он на сегодняшний день известен, – а уже потом можно будет подсаживать его в эмбрионы слоних. Правда, сложности на этом не закончатся: беременность у слонов длится крайне долго, то есть попытки придется растягивать во времени, да и как эмбрионы будут приживаться, еще неизвестно.
Сам Черч говорит, что возрождение шерстистых мамонтов поможет восстановить луга в тундре. Сейчас там растет мох, но считается, что раньше мамонты разрывали мох, удобряли пометом почву и поддерживали луговую экосистему. Эта цель вызывает поток критики, и мало кто воспринимает ее всерьез. Даже единомышленник Черча и его инвестор Бен Лэмм высказывается иначе: он сравнивает проект с полетом на Луну. Для него воскрешение этого вида вымерших животных не самоцель, но он верит, что открытия, которые будут совершены на пути к ней, в целом помогут спасать виды или предотвращать их вымирание, подобно тому как воплощение в жизнь лунной программы продвинуло технологии в целом.