Хорошее чувство юмора может оказаться важнее для карьерного роста, чем профессиональные навыки: мнение психолога
Большая часть опрошенных PR-менеджеров (70%) уверены, что в их специальности важен юмор.
Нужно ли чувство юмора на работе — мнение рекрутеров
Служба исследований компании HeadHunter провела опрос среди представителей компаний: HR-специалистов и руководителей. Результаты показали, что 11% из них указывают в вакансиях чувство юмора как пожелание к кандидату. При этом за последние 5 лет, согласно данным анализа вакансий hh.ru, рекрутеры в шесть раз чаще стали указывать в пожеланиях к кандидатам хорошее чувство юмора. HR-специалисты и руководители компаний считают, что люди с хорошим чувством юмора лучше работают, и с ними легче находить общий язык.
25% рекрутеров в ходе опроса признались, что иногда подшучивают над соискателями во время собеседования, а 16% осознанно проверяют наличие хорошего чувства юмора у кандидата.
В каких профессиях нужно чувство юмора
Большая часть опрошенных PR-менеджеров (70%) уверены, что в их специальности важен юмор. Ещё о важности чувства юмора на работе для успеха в их деле сообщали менеджеры по продажам и бармены (представители обеих профессий согласились с этим в размере 80%), медсёстры (77%), воспитатели (78%), HR-менеджеры и учителя (по 76%). 67% дизайнерам и 59% маркетологам чувство юмора также помогает в работе.
Реже других о значимости чувства юмора на работе говорили юристы (49%), экономисты (50%), бухгалтеры (52%), системные администраторы (53%) и офис-менеджеры (55%). Есть и те, кто совсем не согласился с тем, что чувство юмора требуется в профессии — 14% PR-менеджеров уверены, что им это не понадобится. Из дизайнеров и маркетологов об этом заявили 27% и 24% соответственно.
Судя по опросу SuperJob, чем выше доход респондентов, тем важнее они оценивают роль чувства юмора на работе. 75% опрошенных с доходом от 80 тысяч рублей признают необходимость этого качества для успеха в профессии и только 60% с доходом до 50 тысяч рублей. Влияет и возраст опрошенных — 9% респондентов старше 45 лет заявили о его необходимости, среди опрошенных в возрасте до 24 лет так считают лишь 56%.
Какой профессиональный юмор уместен на работе, а какой — нет
Если вы хотите зарекомендовать себя на работе как «своего» человека, который может тактично, остроумно и смешно пошутить, то вам следует помнить о нескольких аспектах.
- Учитывайте культурный контекст
Мало кому понравится, когда кто-то шутит про их культуру и страну, особенно если это происходит на работе. И что еще хуже - если такой юмор исходит от человека, не принадлежащего к их группе. Однако говоря о межкультурном контексте, важно еще и умение воспринимать иронию. Например, если в Англии вы услышали ироничное высказывание человека о приобретенном особняке или недавно полученной докторской степени, не спешите развивать эту шутку, часто это просто способ рассказать о своих заслугах, и ирония со стороны может быть понята как полное отсутствие такта и понимания культурного кода.
- Помните про инсайдерские шутки
Бывает, что на работе отношения между коллегами могут перерасти из партнерских в дружеские. Подружившиеся люди чаще проводят время вместе, встречаются после работы, ходят друг к другу в гости и постепенно создают маленькие социальные группы со своими шутками. Так в английских и ирландских пабах есть круг завсегдатаев, большинство которых имеют забавные или даже граничащие с оскорбительными прозвища, однако взаимное подтрунивание — скрытый смысл таких социальных объединений, которые помогают выпустить пар приходящим в бар и не доводить бытовые ситуации до конфликта. Этот юмор непонятен другим людям на работе и свойственен в той или иной степени сложившимся сообществам. Он является одним из главных показателей сплоченности коллектива.
В то же время у такого юмора на работе есть и оборотная сторона — он может быть рассчитан на исключение аутсайдеров. Непонимание фактов расстраивает человека меньше, чем непонимание шутки, за счет чего он чувствует, что находится на более низкой позиции в иерархии и не чувствует себя причастным к коллективу. Так что будьте внимательны, если захотите пошутить по какому-либо локальному поводу.
- Не переборщите с иронией и сарказмом
Как правило, ирония и сарказм подразумевают противоположный смысл сказанного. Люди, использующие этот вид юмора на работе, рискуют быть неправильно понятыми, кроме того, чтобы вложить дополнительные смыслы в высказывание, требуются определенные интеллектуальные способности.
- Осторожно с самоиронией
Кажется, что самоирония является безопасным вариантом проявления своего чувства юмора на работе. Действительно, зачастую это единственный надежный способ пошутить и не задеть собеседника. Однако у самоиронии есть обратная сторона — речь о тех случаях, когда вы обсуждаете основные компетенции сотрудника или кандидата на должность. Репутация может дать трещину, если вы публично смеетесь над своими грубыми ошибками и некомпетентностью. Специалисты рекомендуют шутить о вещах, не касающихся важных компетенций, например, о своих оговорках (если вы не диктор).
- Используйте черный юмор с умом
Самая отталкивающая форма юмора — так называемый черный юмор. Но есть и ситуации, когда он может спасти положение. По сути, профессиональный черный юмор — это мощный защитный механизм, который включается у людей, работающих в реанимации или на спасательных работах, он помогает сохранить равновесие в сложных ситуациях, когда люди каждый день сталкиваются с болью, болезнью и смертью. Однако имейте в виду, что в некоторых случаях такой юмор более чем неуместен. Например, мрачный юмор и плохая шутка в ответ на плохие новости заставляет людей чувствовать себя еще хуже, тогда как хорошая поднимает настроение.