Новое поколение – новые форматы обучения. Как «довести до ума» поколение Z
Многозадачность – хорошо или плохо
Современные дети, привыкшие со скоростью клика перемещаться между открытыми приложениями, легче «бумеров» ориентируются в информационном потоке, быстро анализируют большие объемы информации. Для них характерен так называемый флюидный интеллект (гибкость мыслительных процессов в решении новых нестандартных задач, влияющая на скорость и точность обработки информации).
В аналитике НИУ ВШЭ, посвященной современному образованию, упоминаются исследования нейрописихологов, выявивших структурные отличия мозга так называемых «мультитаскеров» — людей, склонных к «цифровой» многозадачности. Феномен «мультитаскинга» активно изучается и психологами. Выводы пока неоднозначные. Успешная многозадачность у современных школьников и студентов часто идет в параллели со снижением глубины переработки информации и слабой концентрацией внимания.
Можем ли мы «переформатировать» современных детей? Вряд ли. Так что современным специалистам приходится совершенствовать методы преподавания, когда за партой оказываются «цифровые аборигены».
Так как же все-таки их учить
Использовать формат «микрообучения»
В тренде, так называемое микрообучение — новый формат образовательного процесса, в котором информацию подают небольшими блоками. Разбивая процесс получения знаний на короткие интервальные занятия, а большие задачи на сегменты, учитель сохраняет «градус интереса» учеников. Идеальная продолжительность такого урока – 25 минут.
Визуализировать
Потребность к восприятию визуализированной информации – одна из насущных потребностей Digital Natives. Можно час, размахивая руками, бродить по лекторию и рассказывать, как работает кровеносная система, либо показать ученикам пятиминутный ролик. Вовлеченности в процесс и, собственно, толку будет больше от видео, как вы понимаете. Можно сколько угодно ругать клиповое мышление, но мы уже никуда не денемся с этой подводной лодки. Новое поколение предпочитает получать (и способно запоминать) «концентрированные» и максимально визуализированные знания.
А еще лучше — геймифицировать
«Геймификацией сегодня принято называть адаптацию игровых методов к неигровым процессам для большей вовлеченности участников. И у современных онлайн школ большие возможности для геймификации учебной программ, — комментирует Эми Кролевецкая, методист онлайн-школы английского языка Novakid. — А для поколения Z это самый адекватный инструмент погружения в информацию так, чтобы она максимально продуктивно усваивалась. Это не только получение знаний, но и "мотивация процессом". Одно дело слушать пространные рассуждения о похождениях Короля Артура и совсем другое – перенестись к нему, благодаря 3D-технологиям. Иммерсивная среда обучения, например, VR-прогулки в дополненной реальности с неожиданными сюжетными поворотами, сегодня особенно популярна.
Кроме того, геймификация зажигает дух соперничества при использовании мультиплеерных игр. Детям нравится играть вместе и соревноваться друг с другом. Поэтому многопользовательские игры отлично работают.
При этом достаточно ранимым и неприемлющим критику «Зетам» жизненно необходима персонализация учебного процесса и даже в каком-то роде его кастомизация: самостоятельно определяя темп прохождения материала и концентрируя усилия на отдельных темах, они лучше продвигаются в учебном процессе».
Подталкивать к поиску информации
Еще один важный для современного учителя момент: поколение Z любит самостоятельно работать в информационном поле. Сегодняшний пример амфиболии мог бы звучать так: «Учить нельзя гуглить». В эпоху интернета «дети в сети» хорошо воспринимают информацию, найденную самостоятельно. Цифровой мир настолько встроен в их повседневную жизнь, что становится почти необходимым для восприятия мира и его познания.
Всегда отвечать на вопрос: «Зачем мне это нужно?»
Современные дети не понимают ответ: «потому что» или сакраментальное «иначе в дворники пойдешь». Им важно понимать: «какой в этом смысл». Сегодня у школьников очень развито целеполагание, и им нужна железобетонная М — Мотивация.
Например, зачем учить английский язык? Потому что — это часть твоей свободы и необходимый элемент международной коммуникации. Базовое требование при работе в IT-сфере (в частности все тот же digital, искусственный интеллект и т.д.). Прагматичные «зумеры» хотят понимать релевантность предмета для реальной жизни, его практическую необходимость.
Подобная аргументация «прокатит» со старшими школьниками. С младшими детьми нужно подбирать более «осязаемые» и близкие цели. Можно составить, например, «мудборд» с предстоящим отпуском, где чадо самостоятельно на английском заказывает себе мороженое в кафе на пляже.
Формировать новую роль преподавателя
Изменение роли преподавателя в цифровом мире неизбежно. Современным детям важно не подавление авторитетом, а наставничество. Проще говоря, они желают идти на урок не из-под палки, а за знаниями. Поэтому в преподавателе «Зеты» хотят видеть, прежде всего, эмоционального лидера и навигатора, организующего обучающий процесс. Им крайне важна постоянная обратная связь и бережная (!) ее подача. При этом, обладая критическим мышлением, они часто испытывают необходимость в разъяснениях по поводу важности тех или иных занятий. В традиционной школе подобное поведение может становиться причиной конфликтов, и мы снова возвращаемся к парадигме, что старые методы в отношении поколения Z работают с большой погрешностью.
Сумасшедшая скорость обновления информации задает тренд на новые стандарты обучения и «зумеры» легко приспосабливаются к этим реалиям. Осталось перестроиться нам — их родителям и учителям.
Материал подготовлен совместно с Novakid
Нюанс! Взрослея, дети склонны увлекаться новым делом и могут учиться запоем (помните, как сами читали понравившуюся книгу с фонариком под одеялом до самого утра?). Однако за подобным энтузиазмом неизбежно следует истощение ресурсов и «выгорание». Именно поэтому психологи советуют «разбивать» любую работу на части и «поглощать» информацию небольшими порциями. Для поколения Z это правило особенно важно.