Большинство людей еще столкнутся в своей жизни с такой пандемией, как COVID-19. Главные новости за 25 августа
Ученые из Университета Дьюка и Университета Маркетта (оба США) собрали статистику обо всех крупных эпидемиях с 1600 года, чтобы исследовать их частоту и интенсивность. Интенсивность рассчитывалась, как число умерших, деленное на численность населения и площадь, охваченную эпидемией. Чем интенсивнее эпидемия — тем она реже. Чтобы проанализировать естественное протекание болезни сначала исследовались эпидемии, на которые усилия врачей влияли минимально (так и было до 1945 года). Это эпидемии чумы, холеры, оспы, сыпного тифа. Согласно полученным оценкам, вероятность такой эпидемии, как испанка (1918-1920), которая унесла около 30 миллионов жизней, — один раз в 400 лет. Но как показали дальнейшие расчеты, в последние 100 лет частота эпидемий увеличивается. Это связано с ростом населения, международными перелетами и контактами человека с животными-переносчиками болезней. Эти факторы увеличивают вероятность будущих пандемий в 3 раза. Если учесть такую поправку, то средняя периодичность испанки, будет уже не 400 лет, а всего 127. А ждать повтора пандемии с такой интенсивностью, как COVID-19, и вовсе недолго — 59 лет. Ученые также оценили вероятность пандемии, которая способна уничтожить все человечество: она статистически вероятна в течение следующих 12000 лет.
Фонд обязательного медицинского страхования оценил затраты на борьбу с пандемией. За первое полугодие на оказание помощи больным COVID-19 затрачено 218 миллиардов рублей. Из них 208,8 миллиардов рублей было израсходовано на помощь в стационаре. Средняя стоимость госпитализации одного пациента с COVID-19 в первом полугодии составила 135,4 тысячи рублей. В стоимость госпитализации входит оплата труда медперсонала, лекарства, расходные материалы, коммунальные услуги, питание пациентов и услуги реанимации. ФОМС оценил затраты на второе полугодие 2021 года. Сумма может превысить 111 миллиардов рублей, если рост количества инфицированных сохранится на уровне июля-августа, тогда во втором полугодии число заболевших составит около 3,9 миллионов.
Исследование Центров по контролю и профилактике заболеваний США показало, что эффективность вакцин против COVID-19 снизилась с 91% до 66% после распространения дельта штамма весной и летом этого года. Результаты получены на основе тестирования более 4 тысяч медицинских работников в шести штатах. За участниками наблюдали с декабря 2020, когда был обнаружен индийский штамм, по август 2021. 83% медиков были полностью вакцинированы, из них 65% привились Pfizer-BioNTech, 33% — Moderna и 2% — Johnson & Johnson. Другое исследование показало частоту госпитализаций среди вакцинированных и невакцинированных в Лос-Анджелесе. Ученые изучили более 43 тысяч случаев заражения COVID-19 с 1 мая по 25 июля 2021 года. Результаты показывают, что 71,4% госпитализированных — непривитые, 25,3% — полностью привитые, остальные получили только одну инъекцию.
Международный институт вакцин, Южная Корея объявил о начале в Коста-Рике второй фазы клинических испытаний вакцины против вируса чикунгунья. 24 августа, первый участник получил первую дозу препарата BBV87 от компании Bharat Biotech International. BBV87 — это инактивированная цельновирионная вакцина, в основе которой лежит генотип вируса. К сентябрю 2021 года испытания должны начаться в Панаме и Колумбии и вскоре после этого — в Таиланде и Гватемале. Вирус чикунгунья передают от человека к человеку комары кусаки: вместе с кровью инфицированного вирус после укуса может попасть к здоровому человеку. Согласно данным ВОЗ, вспышки вирусной инфекции за последние 20 лет участились. Они были зарегистрированы в Индии, Таиланде, в Центральной Америке. Общую численность назвать пока невозможно, поскольку симптомы чикунгунья схожи с другими заболеваниями, в том числе с лихорадкой денге. По оценкам ВОЗ во время вспышки в Центральной Америке в 2014-2016 годах заболело более миллиона человек. Вирус распространен в основном в тропической зоне, но несколько сот человек заболели и в Европе — во Франции и Великобритании. На сайте ВОЗ сказано: «Вакцины или специфического лекарственного препарата против данного вируса нет». Теперь есть надежда, что скоро она появится.
COVID-19 не последняя пандемия на Земле. Надо быть готовым и к предупреждению, и к защите