Гены и «Макдональдс»: Питание и эволюция
Рационы человека и обезьян значительно отличаются: мы не только употребляем больше мяса и жира, но также предпочитаем готовить еду, а не употреблять ее сырой. Существует даже гипотеза, согласно которой пристрастие именно к такому рациону сыграло ключевую роль в эволюции человека. Однако до недавнего времени влияние диеты на физиологические и генетические различия человека и обезьяны не изучались.
А вот немецким ученым удалось реконструировать часть этих различий в экспериментах на мышах, которых в течение 2 недель держали на 3 различных диетах: сырых овощах и фруктах (составляющих рацион живущих в зоопарке шимпанзе) пище из университетского кафетерия и, наконец, едой из McDonald′s.
Выяснилось, что обезьянья диета влияла на мышей совсем иначе, чем оба варианта «человеческой пищи». Были зафиксированы тысячи отличий в активности генов клеток печени. Интересно, что большая часть этих отличий уже наблюдалась ранее — при изучении отличий шимпанзе от человека. Это указывает на то, что именно употребление разной пищи лежит в основе этих различий. При этом никаких различий в активности генов мозговых клеток не наблюдалось.
Обратите внимание: менялась активность генов, но вовсе не их структура и не состав хромосом. Так что изменения эти не носят наследственный характер. Разве что если сотню поколений мышей держать на одних только чипсах и гамбургерах, то может быть, отбор в конце концов приведет к появлению породы мышей, которые отучатся есть нормальную мышиную еду. К примеру, с тлями такие опыты ставили: через несколько лет мучений и массовой гибели выжившие насекомые «научались» питаться ранее непригодной пищей.
Впрочем, как известно, люди отличаются от шимпанзе не только и не столько наличием, отсутствием или изменением структуры генов, сколько уровнем их активности — притом, что сами гены и у нас, и у обезьян одинаковы.
То, что изменение диеты влияло на эволюцию человека, сомнений не вызывает. Как это происходило миллионы лет назад, восстановить вряд ли удастся, но переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству и преимущественно зерновой диете у оседлых племен, или к преимущественно мясной — у пастушеских народов, наверняка сопровождался преимущественным выживанием тех, чья биохимия была лучше приспособлена к новому составу питания. Последнее наше «достижение» в этой области — появление переносимости лактозы взрослыми людьми, которую европейцы и африканцы приобрели буквально около 5 тыс. назад.
Между прочим, по данным недавних исследований, правильный рацион позволит прожить аж на 25% дольше («Четверть в плюс»), и сбережет зубы, от которых зависит развитие... слабоумия («Беззубые безумцы»).