Счастливая старость: Полоска черная, полоска белая

Кризис среднего возраста неизбежен, но к старости мы станем оптимистами: 70-летние могут быть так же счастливы, как и в 20 лет.
Счастливая старость: Полоска черная, полоска белая

Обработав данные о 2 млн. людей из 72 стран мира, группе исследователей удалось выявить универсальную модель смены периодов депрессии и счастья, согласно которой наименее счастливыми люди чувствуют себя в среднем возрасте. Авторы установили, что «уровень счастья» с возрастом изменяется по U-образному графику: наиболее счастливыми люди чувствуют себя в начале и в конце жизни, а самыми несчастными — в среднем возрасте. При этом, более ранние работы показали, что психологическое ощущение благополучия по мере старения остается более-менее постоянным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Изучив статистику о душевном состоянии миллиона жителей Великобритании, ученые пришли к выводу, что и для мужчин, и для женщин пик депрессии с большой вероятностью приходится примерно на 44 года. В США эти показатели несколько отличаются: пик склонности к депрессиям у женщин приходится на 40 лет, а у мужчин — на 50.

Сходные U-образные кривые зависимости ощущения счастья и удовлетворенности жизнью исследователи получили в результате обработки информации о жителях 72 стран на всех 5 континентах, с самыми разными культурными традициями, этническим и расовым составом, уровнем дохода на душу населения и т. д. — от Австралии до Японии. Видимо, феномен этот обусловлен внутренними особенностями организма, поскольку депрессия среднего возраста характерна для всех людей и не зависит ни от наличия детей, ни от недавнего развода, ни от смены работы или изменения дохода, ни от каких-либо других факторов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причины схожести динамик душевного состояния непонятны, хотя авторы высказывают ряд гипотез. Возможно, по мере взросления люди приобретают навыки оптимального использования своих сильных и слабых сторон, а по достижении пожилого возраста научаются подавлять свои неосуществимые стремления. Другим вероятным объяснением является то, что жизнерадостные люди, как правило, вообще живут дольше. Наконец, возможно, что в пожилом возрасте запускается своего рода процесс сравнения, заключающийся в том, что люди, наблюдающие смерть своих ровесников, начинают больше ценить отпущенные им годы.

У среднестатистического человека ухудшение психоэмоционального состояния происходит постепенно и у большинства останавливается после 50 лет. Однако к 70 годам, если человек сохраняет хорошую физическую форму, его субъективное ощущение счастья соответствует мироощущению 20-летнего. А определить, когда именно счастливая старость наступит, помогут... родинки. По крайней мере, именно об этом говорят недавние исследования: «Знаки старости».