Диагноз по интернету: сложности дистанционной медицины в России
Законодательные препятствия для онлайн-медицины
Российским медикам запрещено ставить диагнозы дистанционно. На телефонной консультации врач может разве что расписать пациенту, какие анализы и исследования ему нужно сделать и к каким специалистам идти, когда все результаты будут на руках.
Это экономит время пациента, ведь сделать онлайн-заявку куда быстрее, чем записаться и прийти на прием. Но от посещения поликлиники это все равно не освобождает.
В начале 2020 года из-за коронавирусного кризиса Совет Федерации решил немного смягчить жесткие правила. Чтобы снизить нагрузку на клиники, врачам разрешили «делать рекомендации» на дистанционных приемах. Формально это не диагноз, но в простых случаях пациент уже понимает, как нужно лечиться. На очный прием к врачу идти все равно нужно, но это позволяет разгрузить клиники, ведь вместо минимум двух раз пациент приходит только один.
Здесь существует много ограничений. К примеру, согласно закону «Об основах охраны здоровья», консультировать онлайн может врач, который официально работает по специальности в лицензированной частной или государственной клинике.
Но улучшения есть, и немалые. Министерство здравоохранения РФ разработало план развития сферы, по которому к 2030 году больше половины обращений к врачам будут обрабатываться дистанционно.
Министр здравоохранения заявил, что телемедицина способна упростить рутинные задачи медиков вроде выдачи справок или записи на вакцинацию.
А в 6 регионах страны уже тестируют систему обязательного страхования, в которую включили медицинские онлайн-консультации. Планируется, что они помогут упростить взаимодействие с клиниками и будут экономить время пациентов.
Медиков не хватает по всей стране
Россия испытывает настоящий дефицит квалифицированных врачей — и депутаты это признают. Чтобы исправить ситуацию, нужны огромные инвестиции, но телемедицина способна сгладить нехватку кадров.
В деревнях и небольших поселках врачи и фельдшеры смогут консультироваться с крупными медицинскими центрами по сложным случаям. Пациентам не нужно будет далеко ездить за квалифицированной помощью.
Но есть и другая серьезная проблема. Абсолютное большинство опытных докторов не знакомы с технологиями телемедицины. Они предпочитают работать по старинке, на очном приеме, а с компьютерами или не умеют работать совсем, или же активно избегают онлайн-консультаций.
Изменить подобное состояние дел крайне сложно. Необходимо инвестировать огромное количество средств в компьютерную грамотность медиков, а также сделать программы для телемедицины максимально простыми и интуитивно понятными. В 2021 году в эту сферу уже было вложено свыше 550 млрд рублей.
Телемедицина лучше, чем поиск диагноза в интернете
Самолечение — это огромная проблема современного общества. Многие современные люди предпочитают написать симптомы своей болезни в поисковик и почитать возможные диагнозы в интернете, чем обратиться к квалифицированному специалисту. А в современных аптеках можно без рецепта купить практически все лекарственные препараты, кроме сильнодействующих.
Причина подобной тенденции проста — люди просто не хотят тратить целый день на поход в больницу. При всем этом исследование рынка российской коммерческой медицины показывает, что стабильно возрастают требования к качеству медицинских услуг. Люди хотят самолично следить за медицинской историей и ходом лечения болезней.
Одним из возможных решений проблемы считается телемедицина. Чтобы пациент получил доступ к консультации квалифицированного врача, но при этом ему не пришлось терять кучу времени и перестраивать свой дневной график.
Коронакризис изменил перспективы онлайн-медицины
До 2020 года никто всерьез не рассматривал возможность, что дистанционная медицина может хоть как-то конкурировать с обычными очными приемами и осмотрами.
Но сразу после начала пандемии спрос на услуги телемедицины повысился в разы. Локдаун и режим изоляции по всей стране сильно усложнили получение медицинских услуг населением. Из-за чего количество онлайн-консультаций увеличилось в разы.
По прогнозам экспертов фонда VEB Ventures, рост сферы телемедицины составит как минимум 116% в год, а уже к 2025 году ее капитализация составит 96 млрд рублей. Это в 60 раз больше, чем в 2019 году. Во многом это будет благодаря развивающимся технологиям нейросетей и анализа больших данных, которые будут помогать врачам в постановке диагнозов и обработке результатов исследований.
Компьютерные технологии позволят автоматизировать рутинную работу, а также ускорят процесс постановки диагноза. Более того, они способны даже подстраховать врача от ошибок и неточностей, указав на малозаметные нюансы.
Также нейросети и массивы больших данных будут активно использоваться при разработке новых лекарств. Компьютер сможет эффективно анализировать влияние лекарственных соединений на человеческий организм и замечать даже минимальные изменения, которые врач-человек может пропустить.
Развитие онлайн-медицины в 2020 году — это целиком и полностью влияние пандемии и ограничений, которые с ней связаны. Недоступность обычных поликлиник подтолкнуло россиян получше разобраться в работе сервисов дистанционной медицины. Наибольшее число обращений в центр «Доктор рядом» пришлось на май 2020 года, когда были введены максимально жесткие ограничения, чтобы предотвратить распространение коронавируса. И с каждой новой вспышкой аналитики наблюдали рост числа медицинских онлайн-консультаций.
Доступность телемедицины по полису ОМС также помогла россиянам разобраться в особенностях онлайн-консультаций. И постепенно дистанционная медицина становится не просто удобным инструментом, а необходимостью. Пациенты предпочитают потратить 5 минут, чтобы задать вопрос онлайн, чем потратить полдня на поход в клинику. Так что телемедицину сегодня можно считать одной из самых перспективных отраслей здравоохранения в России.
Материал подготовлен совместно с МК «Доктор рядом» и VEB Ventures
В дистанционной работе врачей есть целый ряд особенностей и преград для развития. Телемедицину сильно ограничивают законы РФ, а также она сильно зависима от кадровых, технологических и рыночных особенностей сферы здравоохранения. Обо всем этом рассказал генеральный директор цифрового медицинского сервиса «Доктор рядом» Денис Швецов.