Почему сворачивается наша кровь: система гемостаза и ее «опции»

Гемостаз («гемо» — кровь, «стаз» — остановка) таит в себе множество до сих пор не разгаданных наукой тайн, несмотря на многие десятилетия изучения на самом тонком молекулярном и субмолекулярном уровнях. Даже очень грамотные врачи на лекциях, посвященных тонкостям работы системы гемостаза, довольно быстро начинают уставать от обилия названий факторов свертывания, ферментов, путей их активации – ведь процессы свертывания крови насчитывают сотни участников и компонентов.
Почему сворачивается наша кровь: система гемостаза и ее «опции»

Но «перевести» всю эту мудреную науку на простой человеческий язык вполне возможно. Ведь каждый имеет право знать и понимать, как из его жидкой крови вдруг образуется сгусток, куда сгустки потом исчезают и как эти процессы регулируются. Интересно же, правда?

Изменения агрегатного состояния крови – это, действительно, одно из величайших таинств нашего организма. Ни для кого не секрет, что по умолчанию кровь жидкая: иначе она бы не могла свободно циркулировать по крупным, мелким и даже микроскопическим сосудам, омывая каждую клеточку тела, доставляя питательные вещества и кислород и унося прочь от клеток продукты метаболизма, чтобы почки и печень в дальнейшем вывели их во внешнюю среду. Малейший порез, укол иглой – и мы наглядно видим, как жидкая кровь вытекает из поврежденных тканей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но проходит буквально несколько минут, и кровотечение останавливается. А если заглянуть внутрь поврежденного сосуда в этот момент, можно увидеть, что место укола или пореза плотно заклеено кровяным сгустком. При этом вокруг места повреждения никаких сгустков нет, он образовался точно там, где требовалось, и размер его аккуратно соответствует нуждам поврежденного участка: не больше и не меньше.

Через несколько дней (а иногда и часов, если сгусток совсем небольшой) он благополучно рассасывается, и сосуд снова становится полностью проходимым, без всяких препятствий.

Можно сказать, что когда в системе гемостаза все работает нормально, кровь свертывается:

  • строго тогда, когда нужно;
  • строго там, где нужно;
  • и ровно столько, сколько нужно.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пожалуй, такой четкой системе регуляции может позавидовать даже японский завод по производству автомобилей!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Собственно, на этом примере очень легко проследить функции всех трех глобальных систем, образующих вместе систему гемостаза:

Свертывающая система – это белки плазмы, компоненты стенки сосудов, мембраны клеток крови, в первую очередь тромбоцитов. Быстро и слаженно, получив сигнал «делаем сгусток!», они сначала загромождают место повреждения большими группами (агрегатами) тромбоцитов. Этот процесс сравним с тем, как моряки затыкают бреши в борту корабля собственными телами, пока не подоспеют помощь и технические средства. В течение нескольких секунд тромбоцитарный сгусток (его называют первичным) готов. А в это время белки крови катализируют друг друга, запускается цепная реакция, в результате чего белок фибриноген, который свободно до этого момента плавал, растворенный в плазме крови, меняет структуру и превращается в плотный нерастворимый белок фибрин. Он и скрепляет тромбоцитарный сгусток, делая его плотным и устойчивым.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Противосвертывающая система – это ряд ферментов, в частности — антитромбин, протеин С и его «помощник» протеин S, которые вовремя говорят процессам свертывания крови «Стоп, хватит». Именно благодаря этим белкам сгусток в итоге имеет строго ограниченный размер и не перекрывает ток крови в неповрежденных участках сосуда.


Система фибринолиза – от слов «фибрин» и «лизис», то есть растворение. Очевидно, эта система нужна для того, чтобы по мере заживления стенки сосуда растворить ставший ненужным фибриновый сгусток. Благодаря ей восстанавливается свободный ток крови.

Как и в сложной японской технике, в системе гемостаза работает принцип: чем больше деталей и взаимосвязей, тем больше потенциальных мест поломки. Другими словами, нарушения свертывания крови могут возникать на любом этапе и в любой из описанных подсистем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В системе свертывания крови:

  • Малое количество или сниженная активность (способность к агрегации) тромбоцитов – склонность к кровоточивости, замедленная остановка кровотечений.
  • Сниженное количество или активность факторов свертывания, необходимых для формирования фибринового сгустка, — склонность к кровоточивости, замедленное время свертывания крови. При этом, кстати, если тромбоциты работают нормально, небольшие кровотечения могут останавливаться достаточно быстро.
  • Изменение свойств сосудистой стенки при отложениях холестериновых бляшек, повреждениях, воспалении, иммунных реакциях – стенка сосуда перестает быть гладкой и не может эффективно отталкивать от себя клетки крови. Тромбоциты притягиваются, как при повреждении, и формируются сгустки и тромбы, когда никакое кровотечение останавливать не требуется. Склонность к тромбозам.
  • Повышение активности тромбоцитов или некоторых факторов свертывания крови – тромбообразование становится слишком активным, сгустки образуются чаще, крупнее и не всегда там, где требуется. Склонность к тромбозам.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В противосвертывающей системе:

  • Снижение количества или активности необходимых для остановки тромбообразования белков (антитромбина, протеина С, протеина S). В результате «стоп» никто вовремя не говорит, результат – бесконтрольное свертывание. Склонность к тромбозам.

В системе фибринолиза:

  • Повышение ее активности – сгусток растворяется слишком быстро, сосуд не успевает регенерировать, снова начинается кровотечение. Склонность к кровоточивости, особенно на фоне приема разжижающих препаратов.
  • Снижение активности – сгусток, напротив, слишком долго присутствует в сосуде, мешает нормальному току крови, возможен эффект «снежного кома». Склонность к тромбообразованию, нарушению циркуляции крови (особенно в мелких сосудах).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот так, очень крупными штрихами, можно изобразить вкратце устройство и функционирование системы гемостаза. И если вы думаете, что гемостазиолог знает всю эту непростую «кухню» во всех деталях и нюансах, вы сильно ошибаетесь. Чем больше об этом читаешь и слушаешь, тем больше убеждаешься в том, что природа – гениальный изобретатель, а мы лишь пытаемся прикоснуться к таинствам ее великих творений.

Но, конечно же, гемостазиолог разбирается в системе свертывания крови чуть лучше, чем другие специалисты. И в последующих публикациях я расскажу, кому и зачем может потребоваться помощь врача этой специальности.

Эксперт: Лидия Бузян
Эксперт, гемостазиолог: Лидия Бузян

Материал подготовлен совместно с Nova Clinic