Конструктор мыслей: что такое структурное мышление и как его развивать
Для чего необходимо структурное мышление?
Структурное мышление (его также называют математическим) — это умение взглянуть на проблему издалека, мысленно поместить её в актуальный контекст, а затем — разбить на небольшие подзадачи. Иными словами, это поиск структуры в любой жизненной ситуации, умение разглядеть в существующем беспорядке отдельные задачи и способы их решения.
Упорядочить информацию в голове, составить план, подготовиться к экзамену или презентации — всё это возможно лишь при условии, что человек знаком с законами логики, умеет мыслить чётко и ясно. Структурное мышление позволяет соотносить и анализировать данные и на основе этого продумывать дальнейшую стратегию. Это универсальные навыки, которые пригодятся в любое время в любой профессии.
Мыслить структурно дети учатся уже в дошкольном возрасте: этот навык вырабатывается при чтении книг, во время устной повествовательной речи, при попытке сочинять истории и придумывать сюжеты. Современные технологии могут способствовать этому процессу, а могут и наоборот — замедлить. Тут всё зависит от того, как и в каких целях использовать гаджеты и интернет.
Как помочь ребёнку развить структурное мышление?
- Учите ребёнка расставлять приоритеты: необходимо понимать, какое место в списке дел занимает новая задача, сколько времени потребуется на её решение, а ещё — важно уметь разделять важное и второстепенное.
- Составляйте вместе план. Эксперты в области структурного мышления советуют делить большие задачи на маленькие: расставить приоритеты и добиться результата так будет легче.
- Тренируйте логику. Решайте вместе логические задачи или пройдите курс по формированию навыка мыслить логически. Решайте числовые головоломки и задачи на пространственное мышление.
- Постарайтесь увлечь ребенка программированием. Такие курсы — это ещё один способ освоить навыки структурного мышления. Здесь ребенок научится делить целое на части, объединять разрозненные элементы в систему, упорядочивать большие объёмы информации.
- Обратите внимание на ТРИЗ—задачи: у них нет единственного правильного ответа, и это заставляет ребёнка искать нестандартные пути решения, придумывать неочевидные выходы из описанных ситуаций.
- Самое важное — научиться думать, рассуждать и пытаться разобраться в незнакомых предметах и темах. Для этого необходимы два условия: а) делать это из любопытства, а не из необходимости; б) идеи должны созревать внутри, а не привноситься из внешней среды. Для формирования структурного мышления подойдут любые математические игры и головоломки, которые интересны ребёнку. Заниматься можно даже с 4-летнего возраста.
Примеры задач на структурное мышление
Самым ярким примером может служить знаменитая задача Эйнштейна, которая предлагает решить, кто в каком доме живёт.
Вариант попроще часто встречается в различных вариациях на олимпиадах: «На ферме было 2 коня, 1 кролик, 1 щенок, 1 кошка, свинья и поросёнок, корова и телёнок, индюк и гусь. Пришёл хозяин с собакой. Сколько на ферме стало ног?»
Современные тренажёры предлагают подобные задания, адаптированные под разный возраст. Совсем маленьким детям будет интересно выполнять различные условия, которые описаны в задаче для разных персонажей. Детям постарше можно усложнить задание и предложить что-то наподобие задачи Эйнштейна. Такие задачи есть в курсе Учи.ру «Математика Плюс».
В заключение предлагаем вам ознакомиться с выступлением математика Эдуардо Саенц де Кабезона, который рассказывает о пользе математики в жизни и о том, как её можно применить абсолютно в любой сфере.
Приятный дополнительный эффект: повышается уровень самоорганизации, становится проще соблюдать режим дня и необходимые в быту правила. Всё дело в том, что структурно мыслящие люди умеют упорядочить пространство вокруг себя и оптимизировать все процессы.