Как сервисы доставки еды влияют на наше здоровье
По оценкам Forbes, к 2025 году отрасль доставки еды получит оборот в 200 миллиардов долларов. Однако австралийские ученые из Сиднейского университета обеспокоены тем, что люди чаще заказывают фастфуд, несмотря на большой выбор ресторанов. В течение января-февраля 2020 года исследователи анализировали заказы популярного доставщика Uber Eats, которые поступали от потребителей в возрасте 15-34 лет. Именно эта группа населения чаще всего заказывает еду в интернете. Оказалось, что 38% всех блюд в Сиднее доставлялись из ресторанов быстрого питания, а в Окленде (Новая Зеландия) и того больше — 54% блюд. Самыми популярными сетями, конечно, оказались McDonald's, Subway и Burger King.
После исследования Uber Eats сообщили The Conversation, что ввели отдельную категорию для продуктовых магазинов и заведений, которые могут доставлять свежие овощи и фрукты для тысяч людей. В июне Uber отчитались, что популярность киноа, брюссельской капусты, эдамаме, асаи, чайного гриба, хумуса, тыквы и коричневого риса в регионе значительно возросла по сравнению с нездоровыми продуктами. Однако позже та же команда ученых отметила, что больше 80% всех пунктов меню до сих пор составляет нездоровая пища, хотя именно фастфуда всего 42%. Нездоровой пищей они считают даже рыбу в кляре.
Диетологи предлагают разработчикам избавить потребителей от соблазна заказать пиццу или гамбургер. Нездоровые блюда в два раза чаще попадают в категорию «самых популярных» в том же Uber Eats. Кроме того, они в полтора раза чаще поддержаны красивыми профессиональными фотографиями по сравнению с более здоровой едой, которая и вовсе может предлагаться без фото. Особенно во время всеобщего карантина онлайн-доставщики продвигали нездоровую пищу, используя в рекламе своих сервисов изображения фастфуда. Сейчас ситуация не изменилась, большой анализ цифрового маркетинга показал, что 70% всей рекламируемой еды в США, Великобритании и Австралии — фастфуд.
Легкий доступ к нездоровой пище и газированным напиткам, который пропагандируют онлайн-доставщики, к сожалению, способствует росту ожирения, особенно среди молодого населения. По оценкам ВОЗ, около 13% взрослого населения планеты страдает ожирением. В той же Новой Зеландии, где, как мы помним, более 50% заказываемых блюд в интернете составляет фастфуд, каждый третий человек старше 15 лет имеет избыточный вес — это больше 30% населения страны. Всемирная организация здравоохранения признала влияние онлайн среды на пищевое поведение человека и его выбор диеты.
Другая проблема растущей популярности доставок — неконтролируемое число отходов. Вспомните, сколько какое количество упаковки, салфеток и одноразовых приборов приезжает вместе с небольшой порцией роллов. По данным исследователей из Мельбурнского университета, ежегодные выбросы парниковых газов, связанные с пищевой упаковкой, вырастут на 132% к 2024 году. Поэтому ученые требуют правительство информировать жителей о способах утилизации отходов и активнее развертывать систему переработки.
Ученые просят ВОЗ включить стремление развивать здоровую и безопасную пищевую среду в сервисах онлайн доставок в стратегическую программу борьбы с ожирением. Многие молодые люди в опросах уже высказывались, что хотели бы чаще видеть рекламу заведений со здоровой едой, ведь порой информацию о таких местах нужно долго искать. Это лишний раз подтверждает, насколько сервисы доставок влияют на наши желания и поведение.
80% блюд в онлайн-доставках — это нездоровая пища, реклама которой без конца крутится на всех площадках. Как тут можно устоять от соблазна?