Художники доисторических времен: исследования показали, что у неандертальцев было собственное «наскальное искусство»

Долгое время ученые считали, что узоры и окрас необычного камня (минеральных наслоений) в пещере Ардалес в Испании были делом рук природы. Однако, как показали исследования, необычный рисунок был создан неандертальцами между 45 000 и 65 000 лет назад.
Художники доисторических времен: исследования показали, что у неандертальцев было собственное «наскальное искусство»
Joao Zilhao/ICREA/AFP

Обнаруженные пещеры сыграли огромную роль в жизни некоторых сообществ неандертальцев, однако, что они хотели показать своим «искусством» до сих пор остается загадкой

Международная команда во главе с Университетом Барселоны проанализировала крошечные образцы пигмента, взятые со сталагмитов в пещере Ардалес близ города Малага. Долгое время многие ученые были уверены, что причудливый окрас на стенах пещеры появился из-за микробной активности, наводнений или выветривания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Joao Zilhao/ICREA

Анализ показал, что состав и расположение пигментов не соответствовали естественным процессам: пигменты наносились путем разбрызгивания и обдува. Более того, их текстура не соответствовала натуральным образцам, взятым из пещер, что позволяет предположить, что пигменты поступили от внешнего источника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более детальная датировка показала, что пигменты были нанесены в разные моменты времени, разделенные более чем десятью тысячами лет. Это «подтверждает гипотезу о том, что неандертальцы приходили в эти места несколько раз на протяжении нескольких тысяч лет, чтобы пометить пещеру пигментами», — отмечают авторы работы.

Безусловно, «искусство» неандертальцев выглядит не так эффектно, как наскальные рисунки доисторических разумных людей. Однако новое открытие является доказательством того, что неандертальцы могли быть более разумными, чем считалось ранее.

Авторы работы отмечают, что пигменты на стенах пещеры сложно назвать рисунками, скорее это результат «графического поведения, направленного на увековечение символического значения определенного пространства».